Продолжение. Еврейский квартал и улица Намазгох. Часть 18...
Сейчас мы заглянем с вами в синагогу и еврейский квартал к югу от Ляби Хауз. Затем подкрепимся в чайхане и углубимся в юго-западном направлении в жилые кварталы в поисках старых медресе.
90. Синагога на улице Сарафон.
Еврейский квартал объединяет три махалля: "Старый", "Новый" и "Амиробад". Кратчайший путь туда начинается от этого 500-летнего дерева на южном берегу Хауза Диван Беги в Ляби Хауз.
Прямо напротив засохшего дерева начинается древняя улица Сарафон, уводящая вас на юг, мимо синагоги и старой школы, мимо отеля Nasriddin Navruz, прямо в лабиринты Еврейского квартала.
Высокие стройные девушки, одетые по-европейски в стиле "белый верх - чёрный низ", проводят среди зазевашихся туристов рекламные кампании, приглашая в ближайший ресторан или на концерт в медресе Диван Беги.
Двигаясь дальше на юг, входим в открытую белую дверь по адресу "ул. Сарафон, 20". Над дверью табличка "Бухарская еврейская синагога. Памятник XVI - XIX в.в. Охраняется государством".
История возникновения этой синагоги такова... Высокопоставленный сановник и дядя правителя Бухары Надир Диван Беги, построив ханаку, носящую его имя, в начале 1600-х годов вознамерился выкопать рядом с ней большой водоём. Однако место, которое он присмотрел для пруда, занимал дом и двор вдовы-еврейки. Продать свой дом она отказалась.
Надир Диван Беги пустился на хитрость - велел прокопать арык вплотную к дому вдовы. Через некоторое время грунт вокруг арыка напитался водой и фундамент дома стал разрушаться. Поняв, что бороться бесполезно, одинокая вдова согласилась продать дом при условии, что Надир Диван Беги выделит участок земли для постройки синагоги.
Сановник сдержал слово и передал ей свой кусок земли, находившейся на месте, называемом сейчас "еврейским кварталом" (Кухма-махалли). Вскоре евреи построила там синагогу, поселив в одной из ее комнат вдову.
А Надир Диван Беги выкопал на отвоёванной территории большой пруд-хауз, носящий сейчас название Диван Беги Хауз. Иногда, правда, его называют Хауз-и Базур ("Водоём, построенный силой").
Интерьер синагоги оформлен в бело-золотой гамме. И даже абсолютно узбекская деревянная колонна смотрится здесь вполне естественно.
До постройки синагоги евреи молились вместе с мусульманами в одной древней мечети Магоки Аттори, к западу от ханаки Диван Беги, завершая молитву словами Шалом алейхем ("Мир вам").
Служитель, впустивший нас внутрь и разрешивший сделать несколько фотографий, оказался достойным сыном своего народа: на выходе он не преминул напомнить нам о добровольном пожертвовании на развитие синагоги.
91. Бухаро-еврейский махалля. Лепёшки из тандыра.
Выйдя из синагоги мы продолжаем движение на юг. Слева - дверь в старую школу.
Петляющие улочки Еврейского квартала внешне не произвели особого впечатления. Как принято на Востоке, мы увидели лишь неприглядные глухие стены без окон и закрытые крепкие двери. А вот эти самые добротные деревянные двери, которым десятки и более лет, нас очень порадовали.
В какой-то момент до нас донёсся приятный аромат свежеиспечённого хлеба. Мы пошли на запах и не ошиблись. Волны теплого воздуха струились из открытого настежь, затянутого металлической сеткой окна. За окном работал молодой парень. Увидев наш неподдельный интерес, он пригласил нас зайти.
Норма выпечки лепёшек - около 900 штук в день. Вы только представьте: почти 1000 раз за смену нужно войти в пышущий жаром тандыр, чтобы прилепить сырые лепёшки к стенам печи. А чуть позже опять войти, чтобы отделить от стены готовые изделия! Ну, кто ещё хочет рассказать о своей "тяжёлой" работе?..
92. Турк-и Джанди, медресе Хусайни и Гозиён калон.
Для начала мы решили подкрепиться в маленькой чайхане на улице Бахауддина Накшбанда по соседству с куполом Токи Саррофон.
Немного не доходя до караван-сарая Олимджон, в самом начале улицы Намозгох стоит невысокое здание с порталом, арочными окнами и небольшим куполом. Напротив - небольшой треугольный скверик.
Двигаясь от купола Саррофон на запад по ул. Бахауддина Накшбанда, поворачиваем направо у караван-сарая Олимджон и оказываемся у здания бывшего медресе Абдурахмони Алам.
На протяжении целого столетия это медресе, построенное в начале 1800-х годов, было одним из самых престижных учебных заведений, в котором обучались дети бухарской элиты. Здесь были созданы лучшие для того времени условия для обучения молодых мусульман.
Восьмигранный пруд-ховуз композиционно связывает здание медресе Абдурахмони Алам с архитектурным ансамблем Гаукушон напротив.
Табличка на стене медресе Гаукошон гласит, что здесь располагается кооператив "Kandakor", названный в честь мастера Салима Хамидова. А пониже неизвестный воздыхатель нацарапал мелом женское имя Фируза...
Напомню, что Гаукошон в переводе означает "скотобойня". Давным-давно здесь был квартал, жители которого занимались забоем скота. Так что это учебное заведение без натяжки можно назвать "Медресе-на-крови"...
В новостях от 2010 года я прочитал, что "... в Бухаре начинаются реставрационно-восстановительные работы уникального архитектурного ансамбля XV-XVI веков Турк-и-Джанди... Проектом предусмотрена реставрация и восстановление единого архитектурного комплекса, в том числе мавзолея известного теолога Турк-и-Джанди, мечети, медресе и мазаров..."
(Мазар – означает «место, которое посещают» – объект паломничества, часто могила мусульманского святого.) Этот мазар существует около 1'000 лет, являясь, практически, ровесником мавзолея Саманидов в Бухаре.
Полная арабская форма имени святого, бывшего красноречивым и образованным имамом: Абу Наср Ахмад ибн ал-Фадл ибн Муса ал-Музаккар ал-Джанди.
На всей территории Турк-и Джанди ведутся активные реставрационно-восстановительные работы. На фото выше видно, что предстоит сделать еще очень и очень много, и на это потребуется явно не один год.
Мы продолжаем свой путь на юго-запад, пересекая улицу Джахонгирон. Крошечное Медресе Хусайни (Husayni Madrasasi, XVIII век) расположено неподалёку от Турк-и Джанди, на пересечении улиц Намозгох и Имама Газоли Вали.
К западу от медресе Хусайни, на углу улиц Джубор и имама Газоли Вали высится громада медресе Гозиён, известного с XV века. Последние годы оно не функционирует, обнесено металлическим забором из зелёного профнастила. Ворота заперты на замок, войти на его территорию нет возможности.
Медресе Гозиён находится в старинном квартале Гозиён, бывшем образовательным центре Бухары. "Гозиён" переводится как "борцы за веру". Ещё в XVIII - XIX веках медресе принимало студентов-мусульман, включая иногородних.
Итак, наше путешествие в Еврейский квартал и квартал Гозиён завершилось.
Ваши комментарии и "лайки" сослужат нашему каналу добрую службу. Не стесняйтесь реагировать.
Подписывайтесь на канал Всюду Вместе и путешествуйте вместе с нами!
Совсем скоро мы посетим с вами дом-музей богатого бухарского купца, высокообразованного человека с удивительной судьбой, Ф. Худжаева.
Продолжение следует...
Путешествуйте больше! Узнайте, какой была новогодняя Москва в 2018 году.