Найти в Дзене

Узбекистан за 9 дней. День 5#5. Бухара: Еврейский квартал.

Оглавление
Синагога на улице Сарофон.
Синагога на улице Сарофон.

Продолжение. Еврейский квартал и улица Намазгох. Часть 18...

Сейчас мы заглянем с вами в синагогу и еврейский квартал к югу от Ляби Хауз. Затем подкрепимся в чайхане и углубимся в юго-западном направлении в жилые кварталы в поисках старых медресе.

90. Синагога на улице Сарафон.

Еврейский квартал объединяет три махалля: "Старый", "Новый" и "Амиробад". Кратчайший путь туда начинается от этого 500-летнего дерева на южном берегу Хауза Диван Беги в Ляби Хауз.

Необъятный ствол засохшего дерева (то ли персика, то ли шелковицы), посаженного на берегу хауза, по преданию, в 1470 году. Поворачиваемся к нему спиной - и вперёд!
Необъятный ствол засохшего дерева (то ли персика, то ли шелковицы), посаженного на берегу хауза, по преданию, в 1470 году. Поворачиваемся к нему спиной - и вперёд!

Прямо напротив засохшего дерева начинается древняя улица Сарафон, уводящая вас на юг, мимо синагоги и старой школы, мимо отеля Nasriddin Navruz, прямо в лабиринты Еврейского квартала.

Начало улицы Сарафон сразу за входной аркой. Справа по ходу - Музей кукол.
Начало улицы Сарафон сразу за входной аркой. Справа по ходу - Музей кукол.

Высокие стройные девушки, одетые по-европейски в стиле "белый верх - чёрный низ", проводят среди зазевашихся туристов рекламные кампании, приглашая в ближайший ресторан или на концерт в медресе Диван Беги.

Появление велотележки со свежими лепёшками вызывает оживлённый интерес у местных жителей.
Появление велотележки со свежими лепёшками вызывает оживлённый интерес у местных жителей.

Двигаясь дальше на юг, входим в открытую белую дверь по адресу "ул. Сарафон, 20". Над дверью табличка "Бухарская еврейская синагога. Памятник XVI - XIX в.в. Охраняется государством".

История возникновения этой синагоги такова... Высокопоставленный сановник и дядя правителя Бухары Надир Диван Беги, построив ханаку, носящую его имя, в начале 1600-х годов вознамерился выкопать рядом с ней большой водоём. Однако место, которое он присмотрел для пруда, занимал дом и двор вдовы-еврейки. Продать свой дом она отказалась.

Надир Диван Беги пустился на хитрость - велел прокопать арык вплотную к дому вдовы. Через некоторое время грунт вокруг арыка напитался водой и фундамент дома стал разрушаться. Поняв, что бороться бесполезно, одинокая вдова согласилась продать дом при условии, что Надир Диван Беги выделит участок земли для постройки синагоги.

Сановник сдержал слово и передал ей свой кусок земли, находившейся на месте, называемом сейчас "еврейским кварталом" (Кухма-махалли). Вскоре евреи построила там синагогу, поселив в одной из ее комнат вдову.

А Надир Диван Беги выкопал на отвоёванной территории большой пруд-хауз, носящий сейчас название Диван Беги Хауз. Иногда, правда, его называют Хауз-и Базур ("Водоём, построенный силой").

Интерьер синагоги оформлен в бело-золотой гамме. И даже абсолютно узбекская деревянная колонна смотрится здесь вполне естественно.

Зал для праздничных богослужений.
Зал для праздничных богослужений.

До постройки синагоги евреи молились вместе с мусульманами в одной древней мечети Магоки Аттори, к западу от ханаки Диван Беги, завершая молитву словами Шалом алейхем ("Мир вам").

Основные символы - шестиконечная Звезда Давида и Семисвечник - использованы даже в качестве подставок для горшков с цветами.
Основные символы - шестиконечная Звезда Давида и Семисвечник - использованы даже в качестве подставок для горшков с цветами.
Синагога. Зал для праздничных богослужений.
Синагога. Зал для праздничных богослужений.

Служитель, впустивший нас внутрь и разрешивший сделать несколько фотографий, оказался достойным сыном своего народа: на выходе он не преминул напомнить нам о добровольном пожертвовании на развитие синагоги.

Священные книги на столах.
Священные книги на столах.

91. Бухаро-еврейский махалля. Лепёшки из тандыра.

Выйдя из синагоги мы продолжаем движение на юг. Слева - дверь в старую школу.

Улица Сарафон. Прямо вдали - синяя вывеска отеля Nasriddin Navruz, давшего нам приют в Бухаре на три ночи.
Улица Сарафон. Прямо вдали - синяя вывеска отеля Nasriddin Navruz, давшего нам приют в Бухаре на три ночи.
Вывеска и вход в отель Nasriddin Navruz. Совершенно невыразительный снаружи, отель неожиданно раскрывается внутри уютным, с любовью оформленным, двориком и комфортными номерами со всеми удобствами.
Вывеска и вход в отель Nasriddin Navruz. Совершенно невыразительный снаружи, отель неожиданно раскрывается внутри уютным, с любовью оформленным, двориком и комфортными номерами со всеми удобствами.

Петляющие улочки Еврейского квартала внешне не произвели особого впечатления. Как принято на Востоке, мы увидели лишь неприглядные глухие стены без окон и закрытые крепкие двери. А вот эти самые добротные деревянные двери, которым десятки и более лет, нас очень порадовали.

Иногда встречаются вот такие тёмные и неуютные подворотни-долоны.
Иногда встречаются вот такие тёмные и неуютные подворотни-долоны.
Типичная стена дома в Еврейском квартале.
Типичная стена дома в Еврейском квартале.
На этой фотографии хорошо видно сейсмоустойчивое устройство стен домов. Между каркасных деревянных конструкций уложены (безо всякого связующего раствора) сухие глиняные кирпичи. При землетрясении кирпичи в стене могут немного перемещаться друг относительно друга, гася подземные толчки. Стена при этом не трескается и не разрушается. Гениально!
На этой фотографии хорошо видно сейсмоустойчивое устройство стен домов. Между каркасных деревянных конструкций уложены (безо всякого связующего раствора) сухие глиняные кирпичи. При землетрясении кирпичи в стене могут немного перемещаться друг относительно друга, гася подземные толчки. Стена при этом не трескается и не разрушается. Гениально!

В какой-то момент до нас донёсся приятный аромат свежеиспечённого хлеба. Мы пошли на запах и не ошиблись. Волны теплого воздуха струились из открытого настежь, затянутого металлической сеткой окна. За окном работал молодой парень. Увидев наш неподдельный интерес, он пригласил нас зайти.

Вылепленные из свежего теста лепёшки парень отточенными движениями быстро прилеплял на стены раскалённого тандыра. Тандыр был огромный - человек входил в него в полный рост, не наклоняясь.
Вылепленные из свежего теста лепёшки парень отточенными движениями быстро прилеплял на стены раскалённого тандыра. Тандыр был огромный - человек входил в него в полный рост, не наклоняясь.

Норма выпечки лепёшек - около 900 штук в день. Вы только представьте: почти 1000 раз за смену нужно войти в пышущий жаром тандыр, чтобы прилепить сырые лепёшки к стенам печи. А чуть позже опять войти, чтобы отделить от стены готовые изделия! Ну, кто ещё хочет рассказать о своей "тяжёлой" работе?..

Готовые лепёшки во дворе пекарни. В меру пропечённые, манящие и ароматные.
Готовые лепёшки во дворе пекарни. В меру пропечённые, манящие и ароматные.

92. Турк-и Джанди, медресе Хусайни и Гозиён калон.

Для начала мы решили подкрепиться в маленькой чайхане на улице Бахауддина Накшбанда по соседству с куполом Токи Саррофон.

Бухарский плов, салат из огурцов с помидорами, рисовый суп.
Бухарский плов, салат из огурцов с помидорами, рисовый суп.

Немного не доходя до караван-сарая Олимджон, в самом начале улицы Намозгох стоит невысокое здание с порталом, арочными окнами и небольшим куполом. Напротив - небольшой треугольный скверик.

Здание в начале улицы Namozgoh ko'chasi.
Здание в начале улицы Namozgoh ko'chasi.

Двигаясь от купола Саррофон на запад по ул. Бахауддина Накшбанда, поворачиваем направо у караван-сарая Олимджон и оказываемся у здания бывшего медресе Абдурахмони Алам.

На протяжении целого столетия это медресе, построенное в начале 1800-х годов, было одним из самых престижных учебных заведений, в котором обучались дети бухарской элиты. Здесь были созданы лучшие для того времени условия для обучения молодых мусульман.

Восьмигранный
пруд-ховуз композиционно связывает здание медресе Абдурахмони Алам с архитектурным ансамблем Гаукушон напротив.

Медресе Абдурахмони Алам (1800-е годы).
Медресе Абдурахмони Алам (1800-е годы).

Табличка на стене медресе Гаукошон гласит, что здесь располагается кооператив "Kandakor", названный в честь мастера Салима Хамидова. А пониже неизвестный воздыхатель нацарапал мелом женское имя Фируза...

Здание медресе Гаукошон (1570).
Здание медресе Гаукошон (1570).

Напомню, что Гаукошон в переводе означает "скотобойня". Давным-давно здесь был квартал, жители которого занимались забоем скота. Так что это учебное заведение без натяжки можно назвать "Медресе-на-крови"...

У входа в здание бывшего медресе Гаукошон.
У входа в здание бывшего медресе Гаукошон.

В новостях от 2010 года я прочитал, что "... в Бухаре начинаются реставрационно-восстановительные работы уникального архитектурного ансамбля XV-XVI веков Турк-и-Джанди... Проектом предусмотрена реставрация и восстановление единого архитектурного комплекса, в том числе мавзолея известного теолога Турк-и-Джанди, мечети, медресе и мазаров..."

(Мазар – означает «место, которое посещают» – объект паломничества, часто могила мусульманского святого.) Этот мазар существует около 1'000 лет, являясь, практически, ровесником мавзолея Саманидов в Бухаре.

Полная арабская форма имени святого, бывшего красноречивым и образованным имамом: Абу Наср Ахмад ибн ал-Фадл ибн Муса ал-Музаккар ал-Джанди.

Одно из святых мест Бухары: Турк-и Джанди (Тюрк из Джанда). Справа хорошо виден характерный шест пира, с треугольным флагом и кисточкой, обозначающий важнейшие святыни суфизма.
Одно из святых мест Бухары: Турк-и Джанди (Тюрк из Джанда). Справа хорошо виден характерный шест пира, с треугольным флагом и кисточкой, обозначающий важнейшие святыни суфизма.

На всей территории Турк-и Джанди ведутся активные реставрационно-восстановительные работы. На фото выше видно, что предстоит сделать еще очень и очень много, и на это потребуется явно не один год.

Портал мавзолея Турк-и Джанди, выходящий на улицу Namozgoh ko'chasi.
Портал мавзолея Турк-и Джанди, выходящий на улицу Namozgoh ko'chasi.

Мы продолжаем свой путь на юго-запад, пересекая улицу Джахонгирон. Крошечное Медресе Хусайни (Husayni Madrasasi, XVIII век) расположено неподалёку от Турк-и Джанди, на пересечении улиц Намозгох и Имама Газоли Вали.

Вход в медресе Хусайни спрятался за современными строениями.
Вход в медресе Хусайни спрятался за современными строениями.

К западу от медресе Хусайни, на углу улиц Джубор и имама Газоли Вали высится громада медресе Гозиён, известного с XV века. Последние годы оно не функционирует, обнесено металлическим забором из зелёного профнастила. Ворота заперты на замок, войти на его территорию нет возможности.

Медресе Гозиён находится в старинном квартале Гозиён, бывшем образовательным центре Бухары. "Гозиён" переводится как "борцы за веру". Ещё в XVIII - XIX веках медресе принимало студентов-мусульман, включая иногородних.

Медресе Гозиёни калон, или Большой Гозиён (1730 - 1734) построил Устат Фатхаллах, денег дал Мухаммад Шариф. Напротив него, образуя кош, стояло медресе Малый Гозиён.
Медресе Гозиёни калон, или Большой Гозиён (1730 - 1734) построил Устат Фатхаллах, денег дал Мухаммад Шариф. Напротив него, образуя кош, стояло медресе Малый Гозиён.
Юго-западная стена медресе Гозиён калон (1730 - 1734).
Юго-западная стена медресе Гозиён калон (1730 - 1734).

Итак, наше путешествие в Еврейский квартал и квартал Гозиён завершилось.

Ваши комментарии и "лайки" сослужат нашему каналу добрую службу. Не стесняйтесь реагировать.

Подписывайтесь на канал Всюду Вместе и путешествуйте вместе с нами!

Совсем скоро мы посетим с вами дом-музей богатого бухарского купца, высокообразованного человека с удивительной судьбой, Ф. Худжаева.

Продолжение следует...

Путешествуйте больше! Узнайте, какой была новогодняя Москва в 2018 году.