В статье «Должна ли школа воспитывать?» мы затронули актуальную тему и сделали краткий исторический экскурс. Теперь поговорим, возможен ли союз педагогов и родителей и что ему мешает.
Взаимодействие учителя и родителей учеников не всегда складывается бесконфликтно. В идеале педагог должен стать союзником родителей, а те, в свою очередь, участниками педагогического процесса. Но вот в чём сложность: понятия о ценностях не совпадают даже у людей, проживающих в одном районе и имеющих близкий социальный статус.
Структура семьи утратила стабильность. Часто в ней нет представителей старших поколений — бабушек и дедушек, которые воспитывали внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился из-за нестабильности браков, роста неполных семей, увеличения числа матерей-подростков и др.
Поэтому в современной школе трудно прививать основы нравственности и нормы семейных отношений. Главной функцией внеурочных мероприятий должна стать социальная коммуникация – формирование у детей навыков сотрудничества, планирования, умения выражать свои мысли и т.д. При этом нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, иначе усилия преподавателя не приведут к результату. Например, для младших школьников авторитетом являются родители и педагог, а для подростков таковым становятся его сверстники.
Классному руководителю нужно подобрать верную форму работы с семьёй, исходя из её индивидуальных особенностей. Несомненная польза для всех категорий – дни открытых дверей, позволяющие ближе познакомиться родителям, учителям и ученикам школы, посмотреть друг на друга в различных ситуациях.
Способствуют взаимопониманию мероприятия, где учителя, родители и дети являются одновременно организаторами и участниками – круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли. Открытые уроки позволят родителям прочувствовать атмосферу в классном коллективе. А увидеть друг друга со стороны в неформальной обстановке и выявить взаимные симпатии помогут совместные экскурсии, поездки, походы.
Педагог-новатор В.А. Сухомлинский – создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, считал, что «педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Поэтому традицией школы и семьи должно стать повышение педагогической культуры родителей. Занятия можно приурочивать к родительским собраниям, чтобы это не было обременительно. Эффективно привлекать к ним самих родителей – квалифицированных специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов и др.), демонстрировать авторские образовательные видеоматериалы.
Свидетельством положительного отношения родителей к повышению своей педагогической культуры станут возникновение вопросов и активное включение в дискуссию, заинтересованность в судьбе не только своего ребёнка, но и других детей и т.д.
Награда для педагога (лектора, консультанта) – желание родителей продолжать встречи. Это уже тот уровень, когда можно говорить о коллективе родителей-единомышленников, о содружестве педагога и родителей, созданном общими усилиями.
Несмотря на то, что такие мероприятия требуют серьёзной подготовки и огромного вклада душевных сил педагога, хорошо сделать традиционными встречи поколений, приуроченные ко Дню Победы. Здесь могут пообщаться дедушки и бабушки с внуками и правнуками, отцами и матерями: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения.
Большое значение имеет приглашение на школьные родительские встречи проблемных детей, ставших таковыми от недостатка общения с родными людьми, от отсутствия их понимания и принятия. Доверие и авторитетность родителей одноклассников в глазах такого ребёнка могут сделать гораздо больше, чем занятия со специалистами.
В заключение информация к размышлению — отрывок из статьи о воспитании писателя Л.А. Кассиля, в которой он образно и ёмко определил роль и взаимоотношения семьи и школы:
«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, то семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.
Семья даёт ребёнку, как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать. [...]
Я часто вижу, как возникают — иногда по вине родителей, а иной раз по вине учителей — ненормальные отношения между семьёй и школой. Это приучает ребят к полной безответственности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе — что ему дома мешают заниматься. Всё это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей».