Найти тему
Добрый человек

Атомный крейсер "Киров" - взлет и падение головного Орлана.

Как сложилась судьба головного корабля проекта 1144 "Орлан".

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 шифр "Орлан" - серия советских и российских крейсеров. Строились в период с 1977 по 1996 гг. Всего было построено четыре корабля.

Разработка кораблей данного типа началась в 1973 году в городе-герое Ленинграде в ЦКБ-53, оно же Северное проектно-конструкторское бюро, которое занималось помимо этого другими проектами, такими как БПК проекта 1155, БПК проекта 61 и т.д. Главным конструктором назначили инженера-конструктора Купенского Бориса Израилевича - лауреата Сталинской и Ленинской премий, который уже разрабатывал БПК проекта 61 и т.д. От лица военных и ВМФ за всеми процессами от проектирования до спуска на воду наблюдал капитан 1-го ранга А.А.Савин.

Строительство началось на Балтийском заводе в Ленинграде в 1977 году.

Первым кораблем серии стал атомный крейсер Киров, названный в честь русского революционера и советского государственного деятеля Кирова Сергея Мироновича.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 "Орлан". Источник: Яндекс.Картинки
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 "Орлан". Источник: Яндекс.Картинки
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» — тяжёлый атомный ракетный крейсер, головной корабль проекта 1144 "Орлан" Северного флота СССР / Российской Федерации. Строительство началось в 1973 году. В 1977 году был спущен на воду. Через год в 1980 году передан ВМФ СССР.

Корабль имел стандартное водоизмещение 24 300 тонн. Энергетическая установка состояла из двух двухконтурных, водо-водяных, на тепловых нейтронах атомных реакторов КН-3 по 170 МВт и двух резервных автоматизированных котлов КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Мог развивать скорость до 32 узлов (59 км/ч). В 1989 году когда на АПЛ К-278 «Комсомолец» случилась авария, идя на помощь показал максимальную скорость в 33,5 узлов при 100% работе АППУ.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 "Орлан". Источник: Яндекс.Картинки
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 "Орлан". Источник: Яндекс.Картинки

Главной ударной мощью крейсера была пусковая установка с 20 противокорабельными ракетами П-700 Гранит, установленная на верхней палубе. Ракеты предназначались для борьбы с авианосными ударными группами вероятного противника (в первую очередь США), а также для нанесения ударов обычной боевой частью по целям на побережье. Ракеты были устойчивы к помехам и сбить ее как считали военные было очень проблематично.

ТАРК "Петр Великий". Стрельба ПУ ПКР П-700 Гранит. Источник: Яндекс.Картинки
ТАРК "Петр Великий". Стрельба ПУ ПКР П-700 Гранит. Источник: Яндекс.Картинки

В 1984 году в городе Североморск произошел взрыв складов с оружием, где помимо всего находились ракеты. Во время эвакуации крейсер остался в гавани с целью не дать ракетам взлететь и нанести урон городу или ему самому, с помощью использования собственного ПВО.

В период 1986-1991 гг. между командой крейсера и коллективом ЦУМ г.Алма-Ата установились двусторонние шефские отношения. Матросы корабля отвечали за воспитание продавцов магазина в военно-патриотическом направлении, а работники ЦУМа помогали им с ценными подарками и посылками, а также совершались двусторонние визиты.

После распада СССР, в 1992 году был назван в честь русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова, имя которого носил до 2004 года - "Адмирал Ушаков".

В 1999 году корабль встал на модернизацию, однако в 2002 году был выведен из состава ВМФ, а название отдали эсминцу проекта 956 "Бесстрашный", при этом вернув старое - "Киров".

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков" проекта 1144 "Орлан". г.Северодвинск, Архангельская область. 1992 год. Источник: Яндекс.Картинки
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков" проекта 1144 "Орлан". г.Северодвинск, Архангельская область. 1992 год. Источник: Яндекс.Картинки

Период 2008 -2009 гг. проходил под знаком неопределенности касаемо дальнейшей судьбы корабля. В 2011 году были озвучены планы по модернизации крейсера и вводом его в строй в 2020 году. Однако в 2013 году специалисты Центра судостроения "Звездочка", расположенного в городе Северодвинск, заявили о необходимости скорейшей утилизации активных зон крейсера. В апреле корабль отпраздновал 34-летие нахождение в составе ВМФ СССР/Российской Федерации.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 "Орлан". Источник: Яндекс.Картинки
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" проекта 1144 "Орлан". Источник: Яндекс.Картинки

В августе 2015 года было принято окончательное решение по утилизации корабля. Тендер на утилизацию объявила госкорпорация "Росатом". Ядерное топливо выгрузят на мощностях центра "Звездочка" при финансовой помощи Итальянской Республики. На саму утилизацию которая начнется в 2021 году, выделят 400 миллионов рублей из федерального бюджета. Раздел на металл возможно начнется в Центре "Звездочка", который уже имеет такой опыт, хоть и с атомными подлодками.

Еще больше о военных кораблях:

Эсминцы проекта 956 "Сарыч" - списанные и утилизированные.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 "Фрегат" - списанные и утилизированные.

Крейсеры проекта 1123. Первые советские вертолетоносцы.

Крейсеры СССР проекта 58 - списанные и утилизированные.

Атомные ракетные крейсеры США проекта Калифорния.

Подводные лодки проекта 941 "Акула". Как США "помогали" России их утилизировать.