Найти тему
Casus Belli

1944. Остров преткновения. Между молотом и наковальней

Остров Суурсаари (Гогланд) – крупнейший и самый высокий остров Финского залива. С финского его название так и переводится (suur saari - «большой остров»), и почти то же самое по-шведски (hog land – «высокая земля»). Сегодня Гогланд, расположенный в пограничной зоне, практически безлюден и заброшен. C северной до южной оконечности острова примерно 11 км, с запада на восток - от одного до трех. Между нескольких больших скалистых холмов на его поверхности расположены поросшие лесом долины и даже несколько озер. Протяженность береговой линии - порядка 30 км, но пригодных для высадки мест очень мало.

Гогланд находился в 35 километрах к югу от финского города Котка, в 45 км от побережья Эстонии и в 180 километрах от Ленинграда. Его стратегическое значение прекрасно понимали и финны, создавшие здесь ключевой оборонительный пункт, и немцы. Для последних Гогланд был особенно ценен тем, что в окружающих его водах было спокойно и безопасно тренировать курсантов-подводников.

-2

До второй мировой войны Суурсаари принадлежал Финляндии и имел население около 800 человек. На острове было две деревни - Сууркиля на севере (78 домов) и Кийскинкиля на востоке (62 дома). В конце 1930-х Суурсаари стал популярным курортом, только в 1937 году его посетили около 5000 туристов.

По итогам советско-финской войны остров отошел к СССР, но в начале Великой Отечественной был вновь захвачен финнами.

Смотр финских войск после повторного занятия Суурсаари, 1942
Смотр финских войск после повторного занятия Суурсаари, 1942

Не позже лета 1943 года Гитлер поручил разработать план действий на случай выхода Финляндии из войны. Фюрер потребовал в любом случае сохранить контроль над Суурсаари и островами Аландского архипелага. Во исполнение этого распоряжения в феврале 1944 года были составлены планы под кодовыми названиями Tanne Ost и Tanne West.

Tanne Ost предусматривал высадку на Суурсаари деcанта численностью около 2000 человек. Когда летом 1944 года советские войска заняли Выборг и Петрозаводск, а финский фронт трещал по швам, немцы были готовы начать выполнение этого плана. Ответственность за его выполнение возложили на Кригсмарине; к двум тысячам пехотинцев добавили 800 моряков и даже парашютный батальон СС Отто Скорцени. Десант начал непосредственную подготовку к операции, но фронт неожиданно стабилизировался, приказ о высадке отменили, личный состав раскидали по передовой.

Бухта Сууркиля
Бухта Сууркиля

Тем не менее, Финляндия не могла больше продолжать войну, и 4 сентября 1944 г. заключила перемирие с Советским Союзом, по условиям которого все немецкие войска должны были покинуть территорию страны (включая Суурсаари) к полуночи 15 сентября. С немецкой точки зрения, Суурсаари был стратегическим пунктом, потеря которого радикально ухудшала их положение на Балтике. Для надежного прикрытия минных полей (28 тысяч морских мин и минных защитников) в Финском заливе необходимо было как можно дольше удерживать Гогланд и побережье Эстонии.

Когда стало известно о сепаратных переговорах между СССР и Финляндией, немцы достали свой план из шкафа и обновили его в соответствии с последними данными фоторазведки. Начало операции было назначено на 3 сентября, но окончательный приказ о ее проведении Гитлер оставлял за собой. Поразмыслив, он аннулировал решение о высадке на Аландские острова (это могло привести к конфликту со Швецией), но десант на Суурсаари приказал готовить.

Подполковник Марти Миеттинен
Подполковник Марти Миеттинен

Финским гарнизоном Суурсаари командовал подполковник Марти Миеттинен. Еще 3 сентября Миеттинен получил распоряжение следить за немцами, хотя никакого конфликта с ними не предвиделось. В тот же день финны прекратили все фортификационные работы и частично эвакуировали персонал, занятый на строительстве оборонительных сооружений.

В основном укрепления возводили финны, негодные к строевой службе по состоянию здоровья, но были и эстонцы (27 человек), 100 финских гражданских осужденных, и даже 33 интернированных еврейских беженца из разных стран. Осужденные и интернированные содержались в бараках за забором из колючей проволоки, но с ними обращались так же, как и с финскими гражданскими работниками.

Тогда же с острова начали вывозить тяжелые орудия, но без особой спешки, поскольку переговоры с Советским Союзом продвигались медленно. Остающиеся на острове финские войска были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Позиция финского 47-мм орудия
Позиция финского 47-мм орудия

В 1944 году немцы установили на Суурсаари две РЛС - "Тур" для обнаружения воздушных целей и "Мардер" - для отслеживания надводных кораблей. Оба радара эксплуатировались немецким персоналом (26 чел.), постоянно расквартированным на острове. Кроме того, на Суурсаари имелась немецкая радиостанция, а при ней - офицер связи старший лейтенант (Leutnant zur See) Вильгельм Мюллер. Как стало известно позже, Мюллер, бывший частым гостем в штабе подполковника Миеттинена, постоянно фотографировал и передавал немцам снимки финских оборонительных сооружений

Основные позиции финских войск на северной оконечности острова
Основные позиции финских войск на северной оконечности острова

По донесениям Мюллера немцы составили такую картину. На Суурсаари имелась сеть дорог с твердым покрытием, но дороги были узкими, а их состояние - ужасным. Из 15 бункеров советской постройки не уцелело ни одного, но за прошедшие два года финны успели кое-что отстроить: 33 позиции орудий береговой артиллерии, 30 позиций для противотанковых и зенитных орудий, 50 пулеметных гнезд и 20 блиндажей. Укрепления связывались ходами сообщения. Возможные зоны высадки десанта перегородили инженерными заграждениями. На острове установили 4300 противопехотных мин, а фарватер прикрывала 131 морская мина. Расположение большинства этих объектов немцам было известно, но, как показали последующие события, далеко не все.

4 сентября немцы взорвали свои объекты на Гогланде. Их персонал ждал эвакуации.

Сууркиля
Сууркиля

Планируя Tanne Ost, немцы искренне считали, что финны не окажут сопротивления. Особенно их воодушевили сообщения разведки о командире гарнизона Марти Миеттинене, который якобы не раз давал понять, что не стал бы стрелять по своим германским союзникам, даже если бы ему приказали. Ну, а когда появились сведения об усилении активности кораблей Краснознаменного Балтийского флота, до того практически наглухо запертого в Ленинграде, судьба операции была решена. Командующий адмирал на Восточной Балтике Теодор Бурхарди получил приказ провести ее в 02:00 15 сентября. Бурхарди также было поручено выяснить, можно ли убедить Миеттинена перейти на сторону немцев...

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.