Найти тему

«Станционный смотритель» Сергея Соловьева. В кадре и за кадром

Постер фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"
Постер фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"

25 августа 1972 года по Первому каналу Центрального телевидения СССР впервые показали фильм Сергея Соловьева «Станционный смотритель», созданный по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Зрители приняли картину очень хорошо, и мало кто из них догадывался, сколько сложностей было связано с выходом фильма на экран. Ведь «Станционный смотритель» мог и вовсе быть « списан и смыт»! Во всяком случае, именно этим грозил режиссеру тогдашний директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов.

Сизов заснул на сдаче картины почти в самом начале. Потом его позвали к телефону, потом он пришел и снова куда-то вышел – так продолжалось на протяжении всего просмотра. В своей книге «Начало. То да се…» Сергей Соловьев вспоминал, что Сизов тогда толком так и не посмотрел картину. Когда же показ завершился, директор был мрачнее тучи и позвал Соловьева к себе в кабинет для «серьезного разговора». Там-то Сизов и предложил режиссеру » списать и смыть » «Станционного смотрителя», забыв навсегда «об этом позоре»!

Режиссер Сергей Соловьев (70-е годы)
Режиссер Сергей Соловьев (70-е годы)

Сказать, что Соловьев был ошарашен – ничего не сказать! На следующий день предстояло обсуждение картины, и режиссер был готов к самому худшему. По его словам, он чувствовал себя «абсолютно разбитым, пожилым инвалидом». Что же так не понравилось начальству в «Станционном смотрителе»? Первая фраза Сизова была: «Соловьев, ты где нашел эту чахоточную?.. Ну эту, которая у тебя Дуню играет? Ты понимаешь, что такое Ду-ня? Ну что такое пушкинская Ду-ня?». Оказывается, Николай Трофимович представлял себе Дуню эдакой кустодиевской пышнотелой женщиной, и, конечно, Марианна Кушнерова, которая исполнила роль Дуни в фильме, с этим образом «не монтировалась». Были у Сизова претензии и к Никите Михалкову, игравшему в картине Минского. «Тоже мне Минский!», – возмущенно кричал Сизов, а в заключение своей речи сказал Соловьеву: «То, что ты нам показал, не провал. Это хуже любого провала. Это наш коллективный позор».

Никаких внятных аргументов и доказательств в поддержку своего мнения Сизов не приводил, но утверждал, что Минский и Дуня не могут быть такими, как в фильме Соловьева. В результате было даже непонятно, принята картина или нет. Вступиться за режиссера и его работу попытался Марлен Хуциев, исполнявший обязанности худрука объединения. Но и на его вопросы Сизов не смог ответить ничего конкретного, продолжая кричать, что это позор, и что картине присваивают третью категорию, а, значит, ее не покажут «нигде и никогда». Хуциеву было сказано, что о картине можно забыть, а Соловьеву – что ему за работу не заплатят ни копейки. И действительно ничего не заплатили.

Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"
Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"

Каково же было удивление съемочной группы, когда в скором времени кто-то из них увидел в программе ЦТ анонс премьеры фильма! Соловьев не верил своим глазам! А еще через несколько месяцев фильм «Станционный смотритель» получил на Венецианском фестивале телевизионных фильмов главный приз «Золотой лев Святого Марка». Тут уж Сизов только руками развел и сказал: «Ну, что ж. Разные бывают у людей мнения».

Актеры и роли

Образ станционного смотрителя Самсона Вырина на экране воплотил Николай Пастухов. Попал он на съемки, можно сказать, случайно, потому как Сергей Соловьев видел в роли Вырина исключительно Иннокентия Смоктуновского и даже вел с ним переговоры. Но между режиссером и актером возникло недопонимание, в результате чего Смоктуновский наотрез отказался сниматься в фильме Соловьева. Тогда-то Никита Михалков неожиданно предложил кандидатуру Николая Пастухова, который снимался у его брата Андрона Кончаловского в картине «Дядя Ваня», где сыграл Вафлю. Когда Пастухов приехал на съемки, уже было снято полкартины, если не больше. Актер тут же принялся за работу и справился с ролью блестяще.

Николай Пастухов в роли Самсона Вырина. Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"
Николай Пастухов в роли Самсона Вырина. Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"

По словам Соловьева, Пастухов удивительным образом умел управлять своим весом. Увидев актера впервые, Соловьев посетовал, мол, Вырин должен быть худее. Актер тут же спросил, сколько нужно сбросить и к какому сроку. В указанный день он пришел похудевшим на… 15 кг, чем буквально поразил режиссера.

Пастухов был верующим, набожным человеком, что несомненно сказалось на исполнении им роли Вырина: актер будто бы изнутри излучает свет и любовь к ближнему.

Роль Дуни исполнила Марианна Кушнерова. Она не была профессиональной актрисой, но у нее уже был небольшой опыт съемок: ранее Марианна снялась в фильмах «Рыцарь мечты» (1968, Диана) и «Первая дорога» (1971, Наташа). Кушнерова окончила киноведческий факультет ВГИКа, а затем – Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Долгие годы работала в Музее кино. Роль Дуни стала самой яркой в творческой биографии актрисы. Но не только чудесной ролью запомнился Марианне фильм «Станционный смотритель». На съемках этой картины завязался их роман с Сергеем Соловьевым, впоследствии закончившийся свадьбой и рождением сына. К сожалению, брак этот не был долгим: на съемках картины «Сто дней после детства» Соловьев нашел новую музу – юную Таню Друбич. Марианна Кушнерова остро переживала разрыв с мужем, ей пришлось даже какое-то время лечиться в неврологии. Тем не менее бывшим супругам удалось сохранить хорошие отношения. А прекрасным памятником их совместному прошлому стала картина «Станционный смотритель».

Марианна Кушнерова в роли Дуни. Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"
Марианна Кушнерова в роли Дуни. Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"

Ну а роль Минского сыграл неимоверно популярный в то время Никита Михалков (после фильма «Я шагаю по Москве» он стал настоящей звездой!). Зрительницы не спускали с экрана влюбленных глаз! Но самому Михалкову пришлось на съемках картины несладко: во время съемок одной из сцен он чуть не погиб. Речь идет о сцене отъезда Минского и Дуни из дома Вырина. Михалков должен был подойти к возку, разбить об него гитару и закричать: «Пошел!», после чего кибитка трогалась с места, и камера снимала панораму с удаляющейся станцией и одиноким смотрителем. Во время съемок от неожиданного грохота и громкого крика, рысаки встали на дыбы и несмотря на все усилия ямщика лошади понесли. За лошадьми бежала вся съемочная группа, но остановить их не представлялось возможным. Впереди маячила роща, и становилось понятно, что если лошади добегут до нее, то разобьют кибитку и сидящих в ней актеров о деревья. Но за несколько метров до рощи кибитка неожиданно затормозила. Оказалось, Михалкову чудом удалось пробраться к лошадям и, повиснув на лошадиных мордах, остановить несущуюся вперед кибитку.

Никита Михалков в роли Минского. Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"
Никита Михалков в роли Минского. Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"

Музыка

В фильме звучит божественная музыка Исаака Шварца, которая создает лирическую и в то же время драматическую атмосферу.

Также в фильме звучат три романса на стихи А. С. Пушкина: «Я ехал к вам», «Не спрашивай, зачем» и «Дорожные жалобы».

По замыслу режиссера, должен был звучать еще один романс в исполнении Минского, стихи для которого написал Булат Окуджава. Но именно во время съемок Окуджаву исключили из партии, и по требованию того же Сизова песню из фильма вырезали.

Сюжет

Станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня уединенно живут на тракте, где однажды неожиданно появляется молодой ротмистр Минский, который очаровывает Дуню и обманом увозит ее от отца. Теперь девушка ни в чем не нуждается, живет в богатстве и роскоши, но вдали от отца она не может быть счастлива, также как и отец не может быть счастлив без нее.

Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"
Кадр из фильма Сергея Соловьева "Станционный смотритель"

Вырин не может смириться с потерей дочери, начинает пить и вскоре умирает, одинокий и несчастный. Дуне же остается лишь плакать на его могиле…

Илл. А.Д. Рейпольского к повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
Илл. А.Д. Рейпольского к повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Значение повести

Повесть «Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» и является своеобразным центром и вершиной этого прозаического сборника. Именно в «Станционном смотрителе» впервые в русской литературе прозвучала тема «маленького человека», которая позднее нашла развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Максим Максимыч), повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Башмачкин), романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Мармеладов) и т. д.

Книга «Повести Белкина» от издательства «ЭНАС-КНИГА»

Художник Алексей Рейпольский
Художник Алексей Рейпольский

В нашем издательстве книга «Повести Белкина» А. С. Пушкина вышла с иллюстрациями Алексея Рейпольского. Твердая обложка, бумага офсет. Произведения из данного сборника вошли в школьную программу и рекомендованы для самостоятельного чтения в школе.

Илл. А.Д. Рейпольского
Илл. А.Д. Рейпольского