25 августа 1972 года по Первому каналу Центрального телевидения СССР впервые показали фильм Сергея Соловьева «Станционный смотритель», созданный по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Зрители приняли картину очень хорошо, и мало кто из них догадывался, сколько сложностей было связано с выходом фильма на экран. Ведь «Станционный смотритель» мог и вовсе быть « списан и смыт»! Во всяком случае, именно этим грозил режиссеру тогдашний директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов.
Сизов заснул на сдаче картины почти в самом начале. Потом его позвали к телефону, потом он пришел и снова куда-то вышел – так продолжалось на протяжении всего просмотра. В своей книге «Начало. То да се…» Сергей Соловьев вспоминал, что Сизов тогда толком так и не посмотрел картину. Когда же показ завершился, директор был мрачнее тучи и позвал Соловьева к себе в кабинет для «серьезного разговора». Там-то Сизов и предложил режиссеру » списать и смыть » «Станционного смотрителя», забыв навсегда «об этом позоре»!
Сказать, что Соловьев был ошарашен – ничего не сказать! На следующий день предстояло обсуждение картины, и режиссер был готов к самому худшему. По его словам, он чувствовал себя «абсолютно разбитым, пожилым инвалидом». Что же так не понравилось начальству в «Станционном смотрителе»? Первая фраза Сизова была: «Соловьев, ты где нашел эту чахоточную?.. Ну эту, которая у тебя Дуню играет? Ты понимаешь, что такое Ду-ня? Ну что такое пушкинская Ду-ня?». Оказывается, Николай Трофимович представлял себе Дуню эдакой кустодиевской пышнотелой женщиной, и, конечно, Марианна Кушнерова, которая исполнила роль Дуни в фильме, с этим образом «не монтировалась». Были у Сизова претензии и к Никите Михалкову, игравшему в картине Минского. «Тоже мне Минский!», – возмущенно кричал Сизов, а в заключение своей речи сказал Соловьеву: «То, что ты нам показал, не провал. Это хуже любого провала. Это наш коллективный позор».
Никаких внятных аргументов и доказательств в поддержку своего мнения Сизов не приводил, но утверждал, что Минский и Дуня не могут быть такими, как в фильме Соловьева. В результате было даже непонятно, принята картина или нет. Вступиться за режиссера и его работу попытался Марлен Хуциев, исполнявший обязанности худрука объединения. Но и на его вопросы Сизов не смог ответить ничего конкретного, продолжая кричать, что это позор, и что картине присваивают третью категорию, а, значит, ее не покажут «нигде и никогда». Хуциеву было сказано, что о картине можно забыть, а Соловьеву – что ему за работу не заплатят ни копейки. И действительно ничего не заплатили.
Каково же было удивление съемочной группы, когда в скором времени кто-то из них увидел в программе ЦТ анонс премьеры фильма! Соловьев не верил своим глазам! А еще через несколько месяцев фильм «Станционный смотритель» получил на Венецианском фестивале телевизионных фильмов главный приз «Золотой лев Святого Марка». Тут уж Сизов только руками развел и сказал: «Ну, что ж. Разные бывают у людей мнения».
Актеры и роли
Образ станционного смотрителя Самсона Вырина на экране воплотил Николай Пастухов. Попал он на съемки, можно сказать, случайно, потому как Сергей Соловьев видел в роли Вырина исключительно Иннокентия Смоктуновского и даже вел с ним переговоры. Но между режиссером и актером возникло недопонимание, в результате чего Смоктуновский наотрез отказался сниматься в фильме Соловьева. Тогда-то Никита Михалков неожиданно предложил кандидатуру Николая Пастухова, который снимался у его брата Андрона Кончаловского в картине «Дядя Ваня», где сыграл Вафлю. Когда Пастухов приехал на съемки, уже было снято полкартины, если не больше. Актер тут же принялся за работу и справился с ролью блестяще.
По словам Соловьева, Пастухов удивительным образом умел управлять своим весом. Увидев актера впервые, Соловьев посетовал, мол, Вырин должен быть худее. Актер тут же спросил, сколько нужно сбросить и к какому сроку. В указанный день он пришел похудевшим на… 15 кг, чем буквально поразил режиссера.
Пастухов был верующим, набожным человеком, что несомненно сказалось на исполнении им роли Вырина: актер будто бы изнутри излучает свет и любовь к ближнему.
Роль Дуни исполнила Марианна Кушнерова. Она не была профессиональной актрисой, но у нее уже был небольшой опыт съемок: ранее Марианна снялась в фильмах «Рыцарь мечты» (1968, Диана) и «Первая дорога» (1971, Наташа). Кушнерова окончила киноведческий факультет ВГИКа, а затем – Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Долгие годы работала в Музее кино. Роль Дуни стала самой яркой в творческой биографии актрисы. Но не только чудесной ролью запомнился Марианне фильм «Станционный смотритель». На съемках этой картины завязался их роман с Сергеем Соловьевым, впоследствии закончившийся свадьбой и рождением сына. К сожалению, брак этот не был долгим: на съемках картины «Сто дней после детства» Соловьев нашел новую музу – юную Таню Друбич. Марианна Кушнерова остро переживала разрыв с мужем, ей пришлось даже какое-то время лечиться в неврологии. Тем не менее бывшим супругам удалось сохранить хорошие отношения. А прекрасным памятником их совместному прошлому стала картина «Станционный смотритель».
Ну а роль Минского сыграл неимоверно популярный в то время Никита Михалков (после фильма «Я шагаю по Москве» он стал настоящей звездой!). Зрительницы не спускали с экрана влюбленных глаз! Но самому Михалкову пришлось на съемках картины несладко: во время съемок одной из сцен он чуть не погиб. Речь идет о сцене отъезда Минского и Дуни из дома Вырина. Михалков должен был подойти к возку, разбить об него гитару и закричать: «Пошел!», после чего кибитка трогалась с места, и камера снимала панораму с удаляющейся станцией и одиноким смотрителем. Во время съемок от неожиданного грохота и громкого крика, рысаки встали на дыбы и несмотря на все усилия ямщика лошади понесли. За лошадьми бежала вся съемочная группа, но остановить их не представлялось возможным. Впереди маячила роща, и становилось понятно, что если лошади добегут до нее, то разобьют кибитку и сидящих в ней актеров о деревья. Но за несколько метров до рощи кибитка неожиданно затормозила. Оказалось, Михалкову чудом удалось пробраться к лошадям и, повиснув на лошадиных мордах, остановить несущуюся вперед кибитку.
Музыка
В фильме звучит божественная музыка Исаака Шварца, которая создает лирическую и в то же время драматическую атмосферу.
Также в фильме звучат три романса на стихи А. С. Пушкина: «Я ехал к вам», «Не спрашивай, зачем» и «Дорожные жалобы».
По замыслу режиссера, должен был звучать еще один романс в исполнении Минского, стихи для которого написал Булат Окуджава. Но именно во время съемок Окуджаву исключили из партии, и по требованию того же Сизова песню из фильма вырезали.
Сюжет
Станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня уединенно живут на тракте, где однажды неожиданно появляется молодой ротмистр Минский, который очаровывает Дуню и обманом увозит ее от отца. Теперь девушка ни в чем не нуждается, живет в богатстве и роскоши, но вдали от отца она не может быть счастлива, также как и отец не может быть счастлив без нее.
Вырин не может смириться с потерей дочери, начинает пить и вскоре умирает, одинокий и несчастный. Дуне же остается лишь плакать на его могиле…
Значение повести
Повесть «Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» и является своеобразным центром и вершиной этого прозаического сборника. Именно в «Станционном смотрителе» впервые в русской литературе прозвучала тема «маленького человека», которая позднее нашла развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Максим Максимыч), повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Башмачкин), романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Мармеладов) и т. д.
Книга «Повести Белкина» от издательства «ЭНАС-КНИГА»
В нашем издательстве книга «Повести Белкина» А. С. Пушкина вышла с иллюстрациями Алексея Рейпольского. Твердая обложка, бумага офсет. Произведения из данного сборника вошли в школьную программу и рекомендованы для самостоятельного чтения в школе.