Найти тему
Юрий Слобода

Советский Бог Сталин

Продолжение

На холмах Грузии или отрок Сосо

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…

Грузия, это и мифологическая Колхида, край сказочного богатства и волшебных чудес, куда отправлялись герои аргонавты за «золотым руном». Когда-то здесь, по версии Геродота, осели и славные воины, приплывшие с далёкой египетской земли за красавицами жёнами. В Колхиде нет обычая, чтобы жена приносила мужу приданое. Горцы ищут в жене, прежде всего, физическую красоту, благородное происхождение и хороший нрав – это бесценное приданое невесты. Супруг будет достойно вознаграждён здоровым, красивым и сильным потомством, которое продолжит род.

Кажется, горные боги созидали природу этого края, красота и величие повсюду. А там, где вершины касаются воздушных облаков, эхом доносится песнопение, словно из глубины веков, сюда слетаются горные ангелы на застолье вокруг стволы самшитов и тисов, кусты кизила. Основания мощного дерева у валунов окутаны бархатом изумрудного мха. В вольном ветре колышутся гибкие ветви с игривой листвой, а корневища змеями переплетаются между собой. Горные ручьи превращаются в стремительные потоки и бросаются о камни, словно в смертельной схватке, разбиваясь и разлетаясь брызгами в тёплом воздухе. И парит по воздуху душа соколом, исследуя зорким оком тайные тропы гор, по которым могут юркими гадами проползти лазутчики неприятеля. Между двух могучих воинствующих государств была зажата эта горная страна – меж огромной Византийской империей и Персидской державой.

Ещё видны на холмах руины древних крепостей, где теперь травы прорастают сквозь разбитые камни и трещины старых гранитных валунов, где снуют юркие ящерки. Маскируются геккончики под охристый рассыпающийся каменный блок. Иногда одинокий тур заглянет на развалины, копытом поковыряться в пыли. Быстрый балобан просвистит над головой, пролетая. Городок, возникший из разрастающегося посёлка, постепенно окружает развалины, где застыло время.

Так появился и этот город Гори в восточной Грузи, расположенный в Картлийской долине в месте слияния реки Кура и её притока, Большой Лиахвии. Поселение Гори упоминается в летописях с VII века н.э. и в царствование Давида IV Строителя, в начале XII века. Здесь и находятся развалины старинной крепости Горисцихе на холме в центре города. Крепость была даже запечатлена на гербе Горийского уезда. Считается, что бастион был основан в 1 веке до н. э. римлянами. В конце XIII века Гори захватили аланы. В XVI веке город взяли сначала иранцы, а потом турки, затем, Гори был под властью персов. И лишь после, вошёл в состав Российской империи. В окрестностях, к востоку от Гори на левом берегу Куры – древний пещерный город Уплисцихе, он высечен в скале, ещё в конце II — в начале I тысячелетия до н. э. Крепость Горисцихе в Гори несколько раз захватили и разрушили, теперь она медленно превращается в пустырь…

В застывшем воздухе зависает яркий полдень. По каменному блоку, обвитому лещиной, стремительно пробегает муравей. Вот он приостановился, шевеля усиками, и понёсся дальше по нагретой разрушенной плите. Рядом вздрогнул сухой стебель полыни, оттуда выпал бурый жучок прямо на спину. Заработал проворно лапками, переворачиваясь.

-2

За всем этим наблюдал мальчик, осторожно ступая вдоль разрушающейся каменной кладки по пыльной тропинке, поросшей пожухлым сорняком и подорожником. Он наблюдал, как кузнечик терпеливо взбирается по травинке или торопливая жужелица бежит по мелким камешкам. Как-то подобрал птенца стрижа. Кормил сверчками и мухами. А потом выпустил с холма крепости, взобравшись на выступ камней. С руки подросший стрижёнок вспорхнул сам. Летел не особо уверенно. К нему с высоты спустились два других стрижа, возможно, его родители…

Мальчик часто посещал развалины крепости, здесь никто ему не мешал ему думать и мечтать. Но об этом никто не должен знать. Он с детских лет понял, что выставлять свою душу напоказ нельзя. Душа должна быть закрыта от всех, кроме бога. Но наблюдая за жизнью людей, он стал понимать, что человеческие требования к жизни находятся в прямом противоречии с божьим учением. Люди утратили из виду истинную веру и следовали пустому ритуалу. Да и церковные учения не соответствовали окружающим реалиям. Кто может сказать правду? Нужно искать и познавать её самому. Его учителями становились книжные герои. Сказочные воины и мифологические богатыри, спешившие помочь нуждающимся в их защите.

Из-за серого смятого репейника вынырнула крупная ящерица… Прямо за ней на мальчика вдруг выскочил молодой пёс. От неожиданности оба испугались. Затем пёс завилял обтрёпанным рыжим хвостом, и мальчик потянулся к нему ладонью. Мальчишку звали Сосо Джугашвили. Он приходил сюда часто, любил оставаться один, бродя среди развалин, где ясноликая Мзекала прикасается своими ласковыми солнечными ладонями к тёплым каменным блокам, старой крепости и к его тайне. Юный Сосо видит здесь не руины, увитые плющом, а мощные стены цитадели Горисцихе у высоких скал и воинов с оружием. Он слышит бряцанье металла. И его любимый герой Сослан идёт по каменным плитам.

Идёт богатырь,. сняв шлем, волосы ветер трогает, его доспехи и одежда украшены чеканным орнаментом. Идёт он спокойно, рукой в перчатке чуть касаясь поножей меча. Его лицо вдохновенно и проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

Мальчишка помнит всё, как написано в его любимой книжке о герое осетинского эпоса, Сослане стальном…

Закалял Сослана в своей небесной кузнице Курдалагон, который куёт солнечные стрелы и мечет огненные молнии. Умение получать и обрабатывать металлы, производить из них орудия труда, украшения, предметы культа и быта было необъяснимо и приравниваясь к силе чуда, и могло быть получено только богом. Древняя кузница выполняла функции храма и главными объектами поклонения в нем являлись камень и огонь. Кузнец выполнял роль жреца в этих ритуалах. Наковальня являлась алтарем, на котором возжигался этот священный огонь. Мальчик помнил всё, что читал.

«Клещами стиснуты были колени младенца Сослана, когда в волчье молоко опускал его кузнец неба. И хотя все тело Сослана закалилось, но колени его остались не закаленными, слабыми, не стальными…»

Всё это впитывал, жадный к познанию, мозг маленького Сосо. И видит он всё ясно, как яву. Сошел Сослан во двор, двинул он концом сапога каменную плиту, вделанную в гору, и с грохотом сдвинулась плита. Пегого коня увидел Сослан, и глаза у него как кровь. Походной трубою заржал конь, оскалил зубы, встал на дыбы. Ударил его Сослан кулаком по лбу — на колени упал конь. Сунул Сослан ему в зубы уздечку, вскочил на коня, дернул уздечку. Шатаясь, поднялся конь и сказал:

—Вот теперь признал я руку хозяина! Не Сосланом ли звать тебя?

—Сослан имя мое. А тебя как зовут?

—Ты — стальной Сослан, а я — булатный Тхажей, для подвига рожденный.

Чуткий, быстрый как ветер его конь, высоко поднявл голову, напрягая уши и зоркие глаза; тонкими ноздрями внюхивающийся в горячий воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага, как и богатырь Сослан.

И кажется юному Сосо, что это он сам и есть, величественный витязь Стальной Сослан, пришедший на защиту бедных и обиженных. Сегодня мальчик пришёл раньше обычного и у него появился лохматый рыжий друг. Сосо, присев на корточки, гладил по грязной шерсти бойкого дворнягу, отдирая пыльные репяхи с боков, рассматривая его.

Пёс слегка прихрамывал.

—Ты рыжий и я чуть-чуть рыжий.

Он тряхнул тёмно-каштановой чёлкой.

—И лапа у тебя подранена…Мы с тобой как братья…

Ещё раньше сам Сосо получил сильную травму руки и ноги. Псина радостно колотила хвостом по своему худому боку.

—Я буду звать тебя Булат. А был ли у Стального Сослана верный пёс? Об этом не написано в книжке…а у Сосо будет.

И он потрепал кудлатое ухо. Булат преданно заскулил, как и полагается героическому псу.

Сосо старался помочь каждому, кто встречался ему. С малых лет юный Иосиф начал мыслить самостоятельно и окружающие удивлялись познаниям и смекалке, которые он проявлял в разговоре и беседах. А ещё, был он фантазёром и заводилой.

По узкой улочке Гори шёл худенький мальчуган, голова вертелась по сторонам. На смуглом лице улыбка и восторг, глаза сияли. Шлёпала стопа по пыльной дорожке. Лохматый собачонок бежал рядом. Палило солнце. На тутовом дереве у виноградника ворковали голуби. Выскочившая пёстрая курица заметалась с кудахтаньем, и пёс погнал её вдоль ветхого каменного ограждения. Сосо побежал следом, распугивая воробьёв, копошащихся в пыли.

—Оставь её, глупую, Булат!

Городок Гори — это место, где дух прошлого витает среди построек из камня и глины, а атмосфера средневековья очаровывает глаз. Кажется, что время замерло здесь, вместе с разрушенным крепостным бастионом в центре. Невдалеке скромная церковь, куда водила малыша Сосо его мать, красавица Кеке, так называли Екатерину односельчане. Она рассказывала ему о сыне божьем, проповедовала смирение и добродетель. Рос мальчик мечтателем. Идёт он по дороге задумается, позабыв обо всём на свете, запрокинет голову и наблюдает за перелетающими с ветки на ветку зябликами. Подберётся осторожно и смотрит за их пищащими выкормышами в гнёздышке, прислушиваясь к умиротворению живой природы. А на соседней улице, хулиганы мальчишки устраивали птичьи погромы. Уличная шпана соревновалась в меткости метания камней из самодельных рогаток. Среди них были и подростки, которые запросто могли надавать по сопатке для утверждения своего дворового авторитета. Верховодил ими смуглый крепыш Алан. Отец его турок, женившийся на осетинке и осевший в Гори. Хулиганистая шпана с недоверием отнеслась к худенькому и низкорослому Сосо, когда он был принят в их уличную шайку. Но Сосо быстро завоёвывал авторитет. Дерзость и непокорность в характере мальчишки сочеталась с рассудительностью и романтизмом. Быстро сдружился он с черноглазым Симоном, сыном каменщика Аршака, который был младше. Потом вместе они бегали смотреть как его отец спокойно и уверенно укладывает туф или бутовый камень, возводя стену. Сначала, смотреть было интересно, но потом, однообразная работа быстро наскучила. В свободное время, которого было достаточно, шайка Алана промышляла в окрестностях Гори, обдирая персики или хурму с участков зажиточных армян. Мальчишки охотились на птиц, сбивая их камнями. Иногда просто для азарта, а то и прихватив свою добычу, убегали на развалины старой крепости на склонах горы Гориджвари. Закатывали горлиц и воробьёв в глину и на костре зажаривали с потрохами и перьями, получалось эдакое чахохбили. И, естественно, малолетние охотники похвалялись удалью и меткостью. Юный Йосиф рассказывал им о благородных разбойниках, грабивших богачей и уходивших в горы, и укрывавшихся в древних каменоломнях разрушенных крепостей, как они сейчас. С гордостью рассказывал о своём прадеде. О котором слышал краем уха от отца. Прадет его, Заза, был мятежником и так же скрывался от преследователей.

Продолжение следует.

А так же, полностью книгу Юрия Слободы «Советский бог Сталин» можно прочитать здесь :

https://ridero.ru/books/sovetskii_bog_stalin/freeText