Эта фраза в разных вариациях звучит из уст родителей школьников любого возраста - от 1 до 11 класса. Действительно, сейчас мы много говорим о том, что современные дети читают все меньше, а многие и вовсе не читают. Беда, конечно, что и говорить.
Но когда мне задают подобные вопросы: а как научить, а как заставить и т.д. и т.п. - у меня сразу возникает другой вопрос: "А много ли читают современные взрослые?" Вот давайте честно себе ответим, часто ли наши дети видят нас с книжкой? Как они могут понять, что читать необходимо, если те, кто является для них главными авторитетами, книгу в руки берут нечасто или вовсе не берут? А книга должна быть естественным элементом жизни семьи! Не просто стоять на полке - она должна быть востребована в течение всей жизни ребенка, тогда он не сможет представить себе жизни без нее.
Еще одно слово в вопросе, с которого я начала свое размышление, - заставить - тоже о многом говорит. Заставить полюбить что-то нельзя. Это понимает каждый из нас. Мы прекрасно знаем, что любое действие вызывает противодействие, сопротивление. Заставляя учиться, читать, мы, как правило, приходим к обратному результату. Или получаем внешнее подчинение, но внутри ребенок накапливает злость и ненависть к тому, что его заставляют делать. Как быть? Ведь метод "заставить" - ведущий в родительском и школьном воспитании на протяжении многих-многих лет. Возвращаемся к предыдущей мысли - мы должны быть для детей образцами для подражания. Мы точно так же должны учиться и при этом не ныть, как нам живется тяжело, а вот еще и тебя заставить не могу ничего делать.
Или еще одна проблема: а как мы рассказываем нашим детям о своем читательском опыте? У большинства школьные воспоминания о прочтении "Войны и мира" или "Преступления и наказания" выглядят примерно так: "Мучилась я ужасно, но прочитала-таки" или "Обломов", конечно, скукотища та еще, но прочитать надо". А бывает и вот так: "Я вообще в школе ничего не читал, живу же как-то!" Знакомая картина?
И еще, конечно, мы не забываем повздыхать, какие большие по объему произведения, и заканчиваем с сожалением и неуверенностью в своем же ребенке: "Даже не знаю, как все это можно успеть..."
Но можно же и по-другому. Мы же взрослые - и мыслить должны по-взрослому. А как я могу мотивировать своего ребенка читать? Проще всего - читать самому. Читать классику, читать современную литературу, обсуждать прочитанное с сыном/дочерью. И вы не поверите, какие открытия вы сделаете для себя, спустя 15-20-30 лет после школы прочитав тех же Толстого, Тургенева, Чехова.
Вы совершенно точно узнаете себя и своих близких в одном из толстовских героев, посмотрите на себя со стороны. Вы задумаетесь о том, правильно ли устроена ваша семейная жизнь, сделаете для себя небывалые открытия в вопросах межличностного общения. Вы, в конце концов, вновь задумаетесь об истинном смысле жизни. И самое главное, станете ближе к своему ребенку, обсудите с ним то, что взволнует его в этих книгах, но уже с высоты своего жизненного опыта.
Знаю, что скажу сейчас заезженную многократно фразу, но это действительно так: сколько раз ни читай классические произведения, столько ты откроешь в них нового. Со мной согласятся все учителя литературы - это действительно так. И ни одному современному взрослому не будет скучно читать "Анну Каренину" или "Обрыв", "Горе от ума" или "Вишневый сад".
Я предполагаю оправдания взрослых товарищей по поводу нехватки времени. Простой подсчет потраченного впустую времени в течение любого рабочего или выходного дня опровергнет эти оправдания - сколько времени мы теряем в том же контакте или других соцсетях, или за просмотром телевизора. Поверьте, Достоевский затягивает покруче интернета)))