Почозерский Храмовый комплекс, в Архангельской обл., конечно же- православный. При чём тут языческая Аркона- объясню ниже. (Ортодоксальных православных ПЧ честно предупреждаю: рассуждалка про Аркону может показаться вам еретической. Читать ли?- Решайте сами). Но, прежде- фото.
Очередная моя цель- Почозерский погост.
У тех, от кого Русь приняла христианство, храмы от наших очень отличались. Учителя христианства и храмы учили строить, по подобию своих (Напр. Софийский собор в Киеве или храмы домонгольского периода во Владимиро- Суздальском крае). И дело здесь- не в материале (там камень, тут- дерево), а именно в формах, архитектурных традициях. Эти традиции, думаю, возникли на Руси ещё- за многие тысячелетия до её крещения. В школе нас учили: до прихода христианства, полудикие славяне молились своим деревянным идолам на капищах. Наверное, были и такие. Но были, я уверен, и храмы. И выглядели они именно так, как этот храмовый комплекс на реке Поче. Т.е., архитектурная традиция унаследована от тех, далёких, языческих времён.
Немецкий историк 12-ого века, Саксон Грамматик, посетил Аркону, город и языческий религиозный центр славян, на острове Руян. Он подробно его описал. Так вот,- никаких вам- там капищ. Храмы были у славян- язычников. Из дерева отстроенные. После, с обретением новой веры, деревянные храмы, для неё, строили по прежним, привычным языческим образцам, разумеется, добавив в них архитектурные элементы, коих требовали каноны новой веры. С освоением нового строительного материала, кирпича, эти формы стали воспроизводиться и в каменных храмах (Шатровые колокольни Северо-Восточной Руси, храм Василия Блаженного, Храм в Коломенском- и мн. др.)
Лучевая рамная конструкция, это- каркас "небес". На неё крепились деревянные щиты, которые потом расписывались библейскими сюжетами. Т.е., небеса, здесь,- то же, что и купол в обычной каменной церкви. Но ...в обычной церкви, выше купола ...ничего нет. Купол покрыт кровлей, и всё. ДЛЯ ЧЕГО?! тогда в северных деревянных храмах, поверх "небес" (купола) возводились ещё три этажа сруба, которые никак не использовались? (Если на том же фото А отсчитать от восьмерика вниз 10 рядов сруба, станет ясно: "небеса" расположены на уровне середины (по высоте) храма. Всё. что выше- "излишество" Плюс ещё- высота, внутренний объём самого шатра). Я думаю: это- дань древней строительной славянской традиции. Языческие храмы строились именно такими.
Собственно, то, что храмы одной веры использовались потом для нужд другой -обычное дело. Вспомним хотя бы ту же Св. Софию в Константинополе, превращённую в мечеть.
Теперь- совсем уж- ересь :) Вспомним сюжет из Евангелия о принесении даров Христу языческим волхвами. Я думаю, символически это означает, что язычество сочло свою историческую миссию исчерпанной. И, ритуалом принесения даров, как бы передало эстафету христианству. Но...само язычество не исчезло совсем. Оно контексно вошло в христианство (Во всяком случае, в Русское Православие- точно). На северах сочетание языческого с христианским встречается на каждом шагу: Святой Власий, напр. - аналог языческого Велеса. С теми же функциями. А Параскева-Пятница - славянская Макошь.
На некоторых северо-русских вышивках одновременно присутствуют и христианские символы, и языческие свастики. На многих деревянных северных храмах видел: в декоре наличествуют солярные символы (им уж 30 000 лет!) рядом с христианскими крестами.
А в нек. северных церквушках по стенам прихожане развешивают одежду: рубашки, колготки... Даже (пардон) :) ...нижнее бельё :) Исцеления ради! :) По местным (языческим, по природе) поверьям, одежду с больной части тела надо повесить в церкви. А потом одеть снова. Тогда болезнь уйдёт.