Найти тему
Клеос - Бьюти-гид

«Синдром Дориана Грея»: мечты о вечной молодости

Психологи пытаются объяснить, почему сегодня все больше людей не хотят смириться с мыслью о пришедшей старости. Увлеченность своей внешностью и нежелание изменений даже вывели в отдельный синдром, назвав его по имени персонажа Оскара Уайльда, который не хотел стареть и жаждал вечной молодости.

«Синдром Дориана Грея» - это не миф. Ежегодно в нашей стране растет количество людей, не довольных своей внешностью и желающих исправить все недостатки. В большинстве случаев это касается возрастных изменений: уже не только звездам шоу-бизнеса, видным политикам и спортсменам не хочется стареть, эту тенденцию все чаще поддерживают и обычные люди. И если ранее все усилия улучшить себя заканчивались на использовании фотошопа, то сейчас в ход идут реальные косметологические процедуры и пластические операции.

-2
Как показывает статистика, собранная деловым порталом Vademecum, количество пластических операций, проводимых в России, ежегодно растет. Если три года назад их было всего 137 000, то за девять месяцев прошлого года это количество составило уже 125 000. Если верить сведениям Международного общества эстетических пластических хирургов (ISAPS), то по количеству проведенных пластических операций Россия за последние годы уверенно наращивает позиции и сегодня составляет конкуренцию таким гигантам в мире пластической хирургии, как США и Бразилия.
У российского Минздрава есть своя статистика, которая отражает частоту проведения тех или иных хирургических вмешательств по улучшению внешности. На первом месте у россиян находится блефаропластика (22% от общего количества проведенных пластических операций), далее по популярности пластика груди (19%), следом идет ринопластика (10%) и завершают семерку лидеров омолаживающие операции на лице, липофилинг, липосакции и абдоминопластика.

Страх перед старостью толкает человека не только на внешние изменения. Весь его образ жизни меняется в буквальном смысле. Увлечения спортом, модный гардероб, стильные молодежные аксессуары, переход на молодежный сленг, вплоть до перемены круга общения – посещение модных вечеринок, знакомства с молоденькими девушками и парнями… Банальный страх старости действительно заставляет идти на многое.

-3

Психологи объясняют «синдром Дориана Грея» очень просто – за любым желанием и поступком человека обязательно стоит чувство неудовлетворенности, какая-то нереализованная потребность. Как правило, мечта о вечной молодости появляется из-за заниженной самооценки субъекта. Причем сам человек может этого не понимать, это лежит в плоскости бессознательного и реализовано на уровне условного рефлекса. Почему такое происходит, что люди начинают ощущать себя ущербными?

В данном случае возможны две причины. Первая – это чрезмерная критика со стороны родителей в детстве. Причем субъект возводит мнение взрослых в ранг безусловных постулатов, и в скором времени начинает выдавать это мнение за свое собственное. Вторая сторона – гиперопека родителей – тоже рождает много комплексов. Если во взрослом возрасте человек, привыкший ощущать себя идеалом, сталкивается с реальностью и понимает, что он не такой совершенный, каким казался себе ранее, то он начинает менять себя и стараться сделать лучше. В таком случае хватает даже мельчайшего упрека во внешности, чтобы субъект начал переделывать себя.

У политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса все немного иначе. Они изначально являются публичными персонами и привыкли к всеобщему вниманию. Но если певцы, актеры и политики по долгу своей профессиональной деятельности всегда находятся на виду, они даже жаждут всеобщего внимания, то бизнесмены по большей части находятся в тени. Отсюда и разные модели поведения.

У представителей шоу-бизнеса «синдром Дориана Грея» может достичь такого размаха, что сам субъект в погоне за вечной молодостью уже и не осознает, насколько его лицо испорчено пластическими операциями и косметологическими процедурами. Границы дозволенного для них стираются, и на свет появляются настоящие фрики вроде братьев Богдановых, «живого Кена» Родриго Альвеса и прочих персонажей, которых сейчас называют не иначе, как «жертвами пластики».

-4
Среди российских актеров и актрис тоже есть личности, которые были сильно зациклены на своей внешности и поддерживали идеи вечной молодости. Ярким примером такого отношения к себе была любимица генсеков Любовь Орлова. Для нее желание быть вечно молодой превратилось в настоящую манию. Коллеги рассказывают, что Любовь Орлова так была зациклена на собственном возрасте, что не разрешала разглашать в прессе, сколько ей лет, соглашалась играть только тех героинь, которые были молодыми, всячески избегала встреч с поклонниками, чтобы они не увидели ее стареющего лица и морщинок.
Когда годы начали брать свое, она устраивала на съемочных площадках настоящие истерики, требуя от осветителей, чтобы те по-особенному ставили софиты, чтобы оператор снимал ее лицо крупным планом только через специальную сеточку, благодаря которой не было видно морщин и других признаков старения на лице.

Отношение бизнесменов к собственной внешности кардинально отличается. Они не только не зацикливаются на возрасте, но и всячески пытаются слиться с окружающими. Вспомним самых богатых людей планеты: Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга. Да, они окружали себя атрибутами роскоши – дорогими машинами, домами, стильными аксессуарами, но сами при этом оставались простыми парнями в потертых свитерах и джинсах.

Психологи объясняют это поведение тем, что «крутые» бизнесмены уже добились признания в обществе, и им не нужно подстраиваться под людей, чтобы им понравиться. Богачей не волнует, как они выглядят, потому что у них уже реализована самая базовая потребность – в самоутверждении.

Как же выйти из-под влияния «синдрома Дориана Грея»? В данном случае эксперты рекомендуют найти те внутренние грани, которые делают вас счастливыми и доставляют удовольствие, и заняться развитием именно этих качеств. Если удастся самореализоваться, то мнение окружающих уже не будет играть никакой роли.

Кстати, общество сейчас идет к этому. На Западе уже стало определенным трендом устраивать модные показы для женщин и мужчин в возрасте 50+. В интернет-блогах активные старушки, путешествующие по всему миру или увлекающиеся модой, собирают больше всего лайков.

Пример тому – модель и просто забавная «бабушка» с отменным чувством юмора Айрис Апфель, которая сумела доказать, что даже люди в возрасте могут быть многогранными личностями, иметь множество увлечений и быть интересными для остальных.