Найти в Дзене
По душам

Как провалился наш бизнес в Крыму

Оглавление

Принято писать об историях успеха удачного бизнес-проекта, делиться секретами деловых стратегий и достижений. Но, мне кажется, что истории поражений не менее полезны, поскольку учат, как делать не надо. Умные учатся на чужих ошибках, но мы не из таких)…

Бизнес как игра

Начнем с того, что мы с мужем и не помышляли о своем деле, приехав в Крым в 2014 году. Я знала, какой это головняк. Видела, как предприниматели загоняют себя в крепкий капкан работы без выходных и отпуска. А нервное напряжение, которое вызывают многочисленные препятствия в нашей неориентированной на малый бизнес стране, стало уже естественным фоном для ИПэшника.

Но попытки найти работу с адекватной зарплатой провалились капитально. После второй работы я крепко задумалась, настолько ли мы не способны создать свой бизнес, насколько нам это кажется. Вот я например, не учусь на права и не собираюсь, хотя знаю, что если бы очень-очень захотела, то выучилась бы и водила машину, как многие мои подруги. А бизнес – такое дело, не попробуешь – не узнаешь.

Решили попробовать. Нишей для бизнеса мы выбрали интересную мне тему экологичной косметики и бытовой химии. Еще больше приободрились, узнав, что в Крыму есть производители эфирных масел, чаев, трав, косметики без консервантов, эко-сладостей и даже минеральных порошков для стирки. Также обрадовало наличие нескольких конкурентов в этой сфере, подтверждающее то, что ниша имеет шансы на успех.

Нашла скрин нашего-интернет-магазина на сайте СП в Уфе, удивлена)
Нашла скрин нашего-интернет-магазина на сайте СП в Уфе, удивлена)

Для начала мы наполнили интернет-магазин. Сложность состояла в том, что весь товар должен был закупаться без возможности возврата. То есть если мы его не продадим, то потеряем деньги. А спрос мы не знали совсем. Поэтому действовали вслепую, нащупывали потребности с уже закупленным товаром. Очень много работали над продвижением сайта. Я умела работать в Кореле и делала нам всякие банеры, визитки.

Нам хотелось, конечно, охватить всю континентальную Россию качественной продукцией из Крыма, которая нас очень вдохновляла. Именно вдохновение позволило развиться азарту, благодаря которому мы долго не теряли оптимизма и не жалели сил на наш магазин.

Первое время мы рассматривали интернет-магазин как способ себя занять и заработать, пока ничего лучшего не пришло в голову. Позднее мы увлеклись и поняли, что надо упорно развивать свой магазин, раз уж вложено столько сил и денег.

Нет пророка в своем отечестве

Когда наши крымские знакомые узнавали, что мы продаем местную продукцию, они быстро теряли интерес к нашему делу. Я поначалу удивлялась, а потом заметила, что здесь не жалуют доступные и тем более местного производства марки. Зато женское население готово раскошелиться на дорогую пафосную косметику премиум-сегмента, даже не имея достаточных на то доходов.

Как бы я не убеждала, что состав нашей продукции заслуживает внимание, что действие косметики очень мягкое и в то же время эффективное, среди крымских покупателей наш магазин не продвинулся. В основном заказы были от туристов и тех, кто едет к кому-то в гости из Крыма.

Основную часть заказов составляли посылки на континент. Было даже несколько посылок на Дальний Восток. Но всех этих продаж было крайне мало, чтобы наш доход был способен покрыть хотя бы аренду жилья. Мы продолжали проживать и проедать деньги, составляющие нашу подушку безопасности, и понемногу закупали еще и еще всякого интересного для нашего магазина.

-3

Мне очень нравился наш ассортимент. Разноцветные баночки с замечательными кремами, тониками, бутылечки с эфирными и косметическими маслами, рахат-лукум без химии, красивые коробочки с чаем на травах, мешочки-саше с сушеным можжевельником и лавандой, варенье из сосновых шишек, розовых лепестков и зеленых грецких орехов, мыло-бельди, воск для рук, сакские грязи… Все было очень полезным, но мало кому нужным. Хотя и находились те, кто выискивал подобную продукцию, приезжал к нам домой и с благодарностью забирал свои покупки. Это была капля в море.

Мы стали думать, как еще привлечь покупателей

Дальше в лес, больше дров

Спустя полгода с начала продаж мы поняли, в чем состоит трудность работы на себя. Ты вынужден днем и ночью придумывать, как заработать деньги и как правильно их вложить. Порой не можешь уснуть, все рассчитываешь и фантазируешь. Если это приносит плоды, то даже получаешь удовольствие от такого самоистязания. Но больше испытываешь тревожности и сомнений – а правильно ли выбрал курс, получится ли, стоит ли идти дальше.

Дело ведь еще и в том, что деньги вложены, время идет, а сроки у продукции истекают. Эко-продукты недолговечны, из-за отсутствия химии в них, портятся быстро. Например, рахат-лукум был годен в течение трех месяцев, крема – год, мыло – полтора. Некоторые производители устанавливали минимальную сумму закупки 15000 р.. То есть не всегда получалось брать маленькими партиями, возникали остатки и появлялась просрочка. Сердце кровью обливалось списывать продукцию, раздаривать с истекающими сроками.

Мы начали продумывать возможность ввести в ассортимент товары без сроков. Так у нас появились многоразовые подгузники – как ответвление эко-темы. Еще мы закупили многоразовые вкладыши для лактации, многоразовые женские прокладки и менструальные чаши. Продаж прибавилось, поскольку на то время это был новый, интересный и эксклюзивный товар. Благодаря этой находке мы продержались еще какое-то время на плаву, но так и не вышли в плюс.

Многоразовые подгузники
Многоразовые подгузники

За год такого странного бизнеса мы передумали многое. Думали уйти в сторону производства или дистрибуции, но так и не решились, ко всеобщему благу. Попробовали поторговать и в розницу, но, как я уже говорила, крымская косметика оказалась неинтересной местному потребителю. Мы закупились более раскрученными марками типа Органик шоп, Бабушка Агафья, Байкал Хербал и т.д., но прорыва так и не случилось. Наша попытка реализовать бизнес-проект эко-товаров оказалась совершенно провальной.

Причины неудачи в бизнесе

Я думаю, что провал и поражение – это полезный урок, позволяющий оценить свои силы и способности, расширить границы и представления, сделать выводы. Мы постепенно переориентировали свой магазин на другой товар, об этом я расскажу как-нибудь потом. Но еще долго рефлексировали по поводу того, что мы сделали неправильно.

Вот почему, по нашему мнению, бизнес оказался провальным:

1. Неправильно выбрана ниша. Это самая первая ошибка. Мы выбирали то, что нам нравится как продукт. Но это совершенно не гарантирует, что данное направление будет массово востребовано.

2. Отсутствие опыта в продвижении. Мы выкинули деньги на ветер и потратили много времени на бесполезную рекламу. Например, реклама в лифтах – фигня полная. Или расклейка объявлений – вообще неактуально в наше время. Надо было сразу идти в интернет, а именно в яндекс.директ.

3. Отсутствие коммерческой чуйки. Да, мы не торгаши, что тут скажешь. Мне всегда неудобно говорить о деньгах. Мы не финансисты, не экономисты. Очень сложно двигаться на ощупь, не понимая законов рынка и торговли.

4. Излишняя лояльность. Большие скидки – 10,15,20 процентов, готовность всегда прогнуться под клиента, пойти навстречу, вопреки своим интересам – это очень вредно для бизнеса. Это не ценится и даже наоборот, дает эффект обесценивания вашего труда. Это большой урок для нас.

С эко-темой нам пришлось расстаться. Я убедилась, что многие люди не задумываются, чем мыть голову и стирать белье. Их вполне устраивает продукция с полок супермаркетов, а те что поамбициознее, находят для себя дорогой эксклюзив в аптеках и элитных магазинах.

Сейчас у нас другой магазин, еще один опыт, которым мы обязательно поделимся немного погодя.

Спасибо всем, кто прочитал! Интересно, был ли у вас опыт работы на себя и увенчался ли он успехом? Пишите, пожалуйста, комментарии, всем будет интересно!