Найти тему
Рок на БиС

Jazz Related Rock. Некоторые важные альбомы. Часть 1.

Спектр рассматриваемых музыкальных явлений на нашем канале постоянно расширяется. Из того, что хотелось бы здесь видеть , но пока отсутствует, осталась одна тема. И можно будет возвращаться ко всеми излюбленным "Лучшим басистам". А тема эта - джаз. Но, рассуждать о джазе, так сказать, "классическом", наверное, преждевременно. Поэтому, начну с рока, имеющего отношение к джазу.

Обложки альбомов взяты на прог и джаз-архивах.
Обложки альбомов взяты на прог и джаз-архивах.

Джаз и рок с самого рождения последнего были тесно связаны. И я хочу рассмотреть в этой рубрике альбомы рок-исполнителей, которые демонстрируют определенные джазовые влияния в своей музыке. Это влияние может проявляться в виртуозных расширенных джем-сейшнах, джазовых гармониях, игре духовой секции в стиле биг-бэнда или комбинации всего этого и многого другого. Сразу сделаю оговорку, что альбомы, рассмотренные или планируемые к рассмотрению в соответствующих разделах прогрессива или хэви, сюда не попадут. Ибо пересечений, особенно с прогом, очень много. Но, поверьте, тут и так будет чем "поживиться".

Captain Beefheart "Shiny Beast (Bat Chain Puller)" 1978. Рейтинг на джаз-архивах - 4.77, на прог-архивах - 4.19.

Капитан Бычье Сердце (он же Дон (Ван) Влиет) - убедительная иллюстрация к заметке о музыкальной иерархии. С одной стороны, очень далекий от коммерческого успеха на протяжении всей карьеры исполнитель. С другой, этакая глыба, матерый человечище, обладатель вокального диапазона в четыре с половиной октавы, сплавивший абсолютно разнородные музыкальные формы (фри-джаз, авант-прог, психоделию, блюз, альтернативный рок, прото-панк) и абсурдистскую лирику в весьма оригинальный и трудно классифицируемый стиль. Истинный новатор, опередивший время и повлиявший на громадное число коллективов панка/новой волны и пост-рока.

Начало альбому "Shiny Beast (Bat Chain Puller)" было положено звукозаписывающими сессиями, начатыми с Фрэнком Заппой ещё в 1976 году. Перед этим Captain Beefheart сделал две абсолютно непринятых публикой попытки уйти от своего эксцентричного стиля в поп-блюз. Поэтому рассматриваемый альбом получился своеобразным камбэком. Вдобавок записанным с совершенно новым сопровождающим составом. Оригинальные сессии марта 1976-го были потом изданы как "Bat Chain Puller" в 2012 году уже после смерти Капитана. Но и "Shiny Beast", выпущенный вместо них c переработанными новыми музыкантами композициями, оказался весьма впечатляющим. Captain Beefheart вновь оказался в своей стихии сюрреализма, и даже такие песни, как Tropical Hot Dog Night и Harry Irene, сочетающие его своеобразный вокал с коммерческими музыкальными стилями (calypso и easy listening), вышли гораздо убедительнее, чем материал его предыдущих якобы поп-альбомов.

The Allman Brothers Band "Eat A Peach" 1972. Рейтинг на джаз-архивах - 4.60. На яндексе лежит двухдисковая Deluxe версия альбома. В обзоре речь идет о первом диске. Второй слушать по желанию.

29 октября 1971 года гитарист и лидер группы Дуэйн Оллман (Duane Allman) погиб в автокатастрофе в Мейконе, штат Джорджия. Это была ужасная и трагическая новость. Единственный светлый момент для остальных участников The Allman Brothers Band заключался в том, что несколько песен, предназначенных для их следующего альбома, последние студийные записи Дуэйна с группой, уже были готовы. Диск "Eat A Peach" вышел в феврале 1972 года и делится на три условных части.

Начинается альбом с троицы вещей, написанных и записанных уже без Дуэйна. Среди них выделяется “Melissa” - нежная и меланхоличная баллада в южно-роковом стиле. Другие три (опять!) трека взяты с "живых" выступлений Allman Brothers в концертном зале Fillmore East в Нью-Йорке в предыдущем 1971 году. Один из них Mountain Jam (Theme From “First There Is A Mountain”) длится более 33-х минут. На виниле такая длина была невозможна, поэтому Mountain Jam состоял из двух частей разнесенных на стороны B и D двойной пластинки и был соединен в единый вариант уже на CD-переизданиях. А два других концертных трека представляют кавер-версии блюзов за авторством Sonny Boy Williamson II / Elmore James / Marshall Sehorn и Muddy Waters (эта очень хороша и энергична). И завершают альбом уже упомянутые готовые композиции. Последняя под названием "Little Martha" - акустический гитарный дуэт, исполненный Дуэйном Оллманом и вторым гитаристом Дики Беттсом (Dicky Betts) . В ней нет ничего необычного, но она удивительно успокаивает слушателя и дарит ему комфортные ощущения. Напомню, что на виниле после "Little Martha" еще следовала вторая половина Mountain Jam. Но, как мне кажется, компоновка CD-варианта выглядит логичней.

Подводя итог, скажу, что "Eat a Peach" - отличный альбом по множеству причин. В нем группа Allman Brothers почтила память ушедшего Дуэйна, простилась со своим выдающимся недавним прошлым с достоинством, которое заслужил одаренный виртуоз, собравший их вместе, и начала новый этап в истории, показав, что не собирается распадаться или уходить со сцены. Однако потеря Дуэйна и последовавшая скоропостижная преждевременная кончина басиста Берри Оукли (Berry Oakley) заставили группу изменить свое направление на более традиционный путь, который увел их от захватывающих джазовых влияний, которые эти два музыканта щедро вливали в музыку Allman Brothers.

P.S. Кстати смерть Берри Оукли наступила также в результате аварии. Его мотоцикл столкнулся с автобусом в том же самом городе Мейкон, всего в трех кварталах от места катастрофы, повлекшей смерть Дуэйна Оллмана. Трагическое совпадение.

Traffic "The Low Spark of High Heeled Boys" 1971. Рейтинг на джаз-архивах - 4.50, на прог-архивах - 4.07

Как и многие другие прог-коллективы конца 60-х - начала 70-х английский бэнд из города Бирмингем Traffic за свою не такую уж продолжительную карьеру не избежал смен состава. Вот и к своему 6-му (если считать сборник B-сайдов, синглов, ауттейков и концертных записей "Last Exit") студийному лонгплею Traffic подошли без одного из основателей группы гитариста и вокалиста Дэйва Мэйсона (Dave Mason). Зато в записи на правах полноправных участников группы приняли участие басист и скрипач Рик Греч (Ric Grech - кроме Traffic ещё и Family, Blind Faith, Ginger Baker's Air Force), а также мастера ударных инструментов Джим Гордон (Jim Gordon - Derek & the Dominos) и Рибоп Кваку Баа (Reebop Kwaku Baah - позже игравший в Can).

В музыке на сей раз секстета, ведомого бессменным лидером, клавишником и певцом (и на все руки мастером) Стивом Уинвудом (Steve Winwood), можно найти и рок, и джаз, и фанк, и фолк, и блюз. И всё это богатство, вовсе не спрятанное, как гласит название первого трека, а самое, что ни на есть явное. "The Low Spark of High Heeled Boys" не дает слушателю скучать ни секунды от первого трека до последнего. Да, это настоящий прогрессив-рок начала 1970-х заявят любители прога. И будут правы. Но прог очень близкий к джазу. Чтобы это понять, достаточно внимательно послушать 12-минутный заглавный трек-шедевр, построенный вокруг простого фортепианного риффа, с джазовым саксофоном Криса Вуда (Chris Wood) , басом Греча и бонго Рибопа Кваку Баа, накрученными на него. Дополнительных красок в музыкальную палитру добавляет и прекрасная флейта того же Вуда в "Rainmaker". "Hidden Treasure" и "Many A Mile To Freedom". Остается добавить, что пару вещей спел на альбоме постоянный участник, один из основателей группы и соавтор Уинвуда в написании песен Джим Капальди (Jim Capaldi)

"The Low Spark of High Heeled Boys" добрался до 7-ой строчки хит-парада Billboard и стал золотым (а позже и платиновым) в США.

На этом пока всё... Ждите продолжения...