Давайте разберемся, почему маститые и не очень певцы просто открывают рот на концертах, под собственный записанный в студии голос. Причин здесь несколько, но в начале определимся кто в основном этим грешит. Как правило это "поп-звезды", исполняющие песни под легкую танцевальную музыку, сделанную с использованием синтезаторов и компьютеров. Сложно представить рок-группу или симфонический оркестр выступающими под фанеру. Им это просто не нужно, и они сами не получат никакого удовольствия от изображения игры под фонограмму. Помню в своё время целый оркестр на первом канале ИЗОБРАЖАЛ музыку для попсовиков. Представьте, выступают Руки Вверх, звучит та же самая фанера что и в магнитофонах и на радио, но дирижер машет палочкой, музыканты елозят по скрипкам смычками, а барабанщик на "живой" ударной установке почему-то выдает электронный тыц-тыц-тыц. Это выглядело очень глупо и смешно. Впрочем мы отвлеклись. Давайте начнем по-порядку.
Первое. И самое грустное. Это низкая музыкальная культура нашего населения. Большинству всё-равно как там "они поют, сами или не сами". Главное что это "звезда" и очень популярный артист. Им это вдолбили из радиоприёмников, телевизора и интернета. Очередной "хит" раскручивается из всех возможных точек подачи информации, исполнитель преподносится как супер-пупер-мега талантливый. И потом, на его/её концертах мало кто задумывается что это всего-лишь имитация. Обман. О котором ни продюсеры, ни вокалисты не спешат никому сообщать. Кстати, некоторые западные "звезды", повыступав в России на различных мероприятиях "под фанеру", думали что такое прокатит и у них. Но увы, их быстро разоблачили, публика уходила с концертов и резко упали продажи билетов. Слава пошла на убыль, и им пришлось потом долго "отмываться", выступая полностью в живую.
Второе. Финансы. Рассмотрим выступление "живого" коллектива. Конечно же это музыканты. Гитаристы, басист, барабанщик, клавишник, вокалист. Возможно еще какие-то дополнительные музыканты, например духовая секция. Бэк-вокалисты. Размер такой группы может достигать десяти и более человек. Но сами по-себе они выступить не смогут, им нужен технический персонал. В первую очередь это звукооператор или даже два. Почему два? Да потому что один делает звук "на зал", а второй делает звук "на сцену". Чтобы музыканты слышали и себя и коллег, через специальные сценические мониторы, повернутые на них, или ушные мониторы. Так же им нужны помощники - где-то что-то поправить, подвинуть, воткнуть, убрать и тд. Помощники звукооператора всегда "на стреме" во время концерта на случай внештатных ситуаций. Но и это еще не все. Нужны стилисты/гримеры, которые одевают и гримируют. Может быть и свой светооператор, который занимается освещением и световыми эффектами. И вот, всем этим людям нужно платить. Даже если ужаться, и сделать всё по-минимуму, немалая часть прибыли от концерта/шоу пойдет именно им. А что же "фанерщики"? Да всё намного проще. Вокалист, "статисты" - люди изображающие музыкантов, зачастую с бутафорскими инструментами, да подтанцовка. Звукооператор один "зальный" - звук на сцену нужен общий, особая отстройка не нужна, справится и один "звукач". Всё намного дешевле в плане затрат. И это зачастую с ценами на билеты гораздо выше "живых" коллективов.
Третье. Мобильность, компактность, время. Очень часто у артистов разной известности бывают "халтуры" - выступления на банкетах, свадьбах и корпоративах. Например на новогоднем "чесе" некая "фанерная" бригада может выступить в пяти разных местах. Для этого им нужны грубо говоря колонки и микрофоны. Минимальное время на установку, настройку и сворачивание. А живой коллектив, даже из четырех человек? Помимо звукового оборудования, нужно подключить инструменты, настроить их. разместиться как-то на сцене, которые бывают далеко не всегда просторные. Барабанщику нужно пять раз собрать, установить, настроить и после разобрать, упаковать и погрузить свою установку. Прибавьте сюда общую отстройку на каждом новом месте, чтобы все звучало, инструменты и вокал. Так кому же проще и легче работается? Конечно фанерщикам.
Четвертое. Связки. Вокалисты такие же люди как все, и могут заболеть ангиной, охрипнуть или просто неважно себя чувствовать. Что делать, отменять вечерний концерт или принимать обезболивающее? В любом случае это будет форс-мажор. Но не для фанерщиков. Эти спокойно отработают не сказав ни слова. Даже разные их "выкрики" могут быть записаны заранее и включаться в разных местах песни звукорежиссером. Тоже самое касается музыкантов, заменить которых, тем более срочно, просто невозможно. А заболевшего "статиста" заменить нет проблем.
Пятое. Тексты песен. Бывает так, что даже автор-исполнитель, в горячке концерта может забыть или перепутать слова собственной песни, сбиться, остановиться, поставив в неловкое положение себя и музыкантов. С фанерщиками такое исключено. Ну а если речь идет о съемках на камеру, то синхронность открывания рта с записью заранее репетируется.
Шестое. Вокальные данные и слух. У некоторых людей может быть от природы откровенно слабый голос, "некрасивый" тембр или оттенок, отсутствие слуха и чувства ритма, и поэтому они просто не попадают в тональность или ритм песни. А современные средства звукозаписи и монтажа позволяют сделать что угодно с любым голосом. Склеить, сделать сочным и ярким, убрать лишнее и добавить нужное. Поэтому не удивляйтесь разительной разнице если вдруг такой "исполнитель" решил спеть "живьем".
Седьмое. Возраст. Исполнители в возрасте, даже самые талантливые и опытные, просто не могут физически спеть ту или иную песню. Уже не то дыхание, связки. Поэтому они блистают на экранах под "фанеру". Конечно, разница молодого голоса и возрастного очевидна, но кто мешает записать вокал и "подредактировать" его в студии?
Ну а у меня на сегодня всё. Слушайте настоящую музыку и живите настоящей жизнью! Доктор Пилюлькин, специально для канала ДзенОк.