Как мы уже неоднократно писали, на процесс создания фильма влияет множество факторов, начиная от выделенного бюджета и заканчивая погодными условиями. Из-за непредсказуемого характера этого вида искусства даже самым титулованным и успешным режиссерам порой не удается воплотить в жизнь свои самые сокровенные творческие замыслы, в результате чего те остаются лишь в набросках, сценариях, подготовительных материалах. Сегодня мы вспомним пять масштабных замыслов отечественных режиссеров, которые по разным причинам так и остались нереализованными.
1. Эльдар Рязанов – экранизация романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
В 1984 году, с выходом фильма “Жестокий романс”, Эльдар Рязанов почувствовал себя окончательно созревшим для того, чтобы реализовать свою давнюю мечту – экранизировать “Мастера и Маргариту” М. А. Булгакова. К тому моменту режиссер даже составил примерный перечень исполнителей – на роль Воланда он планировал взять Валентина Гафта, на роль Коровьева – Никиту Михалкова, на роль Понтия Пилата – Евгения Евстигнеева, а Мастером и одновременно Иешуа должен был стать Иннокентий Смоктуновский. Однако кинематографическое начальство восприняло эту идею в штыки и отказало Рязанову в постановке – несмотря на то, что роман уже дважды издавался в СССР, а в Театре на Таганке даже шел одноименный спектакль, в кино эта тема оставалась под негласным запретом до начала перестройки. Впоследствии экранизировать “Мастера и Маргариту” пыталось еще множество режиссеров – Элем Климов, Александр Алов и Владимир Наумов, Игорь Таланкин и другие, однако все они по разным причинам были вынуждены отказаться от задумки еще на этапе подготовки. Перенести на экран главный булгаковский роман удалось лишь Юрию Каре и Владимиру Бортко – впрочем, это уже совсем другая история.
2. Марлен Хуциев – фильм об А. С. Пушкине
Постановка биографического фильма об А. С. Пушкине была главной мечтой Марлена Хуциева на протяжении нескольких десятилетий. Впервые замысел этой ленты возник у режиссера еще в конце 1960-х, и тогда же был написан первый вариант сценария. Впоследствии концепция картины неоднократно перерабатывалась и расширялась, а в 1970-х режиссер уже вплотную приступил к работе – начал поиски натуры и реквизита и провел кинопробы, по результатам которых на главную роль был выбран Дмитрий Харатьян. Однако тогда замысел Хуциева не получил одобрения Госкино, а впоследствии, с распадом СССР, съемкам ленты препятствовали проблемы уже экономического характера. По словам режиссера, картина задумывалась как масштабная попытка осмыслить судьбу гения, однако потенциальных продюсеров интересовала лишь любовная линия в жизни поэта, и Хуциев, не привыкший уступать обстоятельствам в ущерб замыслу, был вынужден окончательно отказаться от своего проекта. Кстати, интересно, что в отечественном кино до сих пор нет ни одного “канонического” фильма о Пушкине уровня “Андрея Рублева” или “Александра Невского” – и, хочется верить, этот пробел нам еще предстоит восполнить.
3. Сергей Эйзенштейн – экранизация труда К. Маркса “Капитал”
Великий новатор отечественного кино Сергей Эйзенштейн на протяжении всей своей творческой карьеры не боялся масштабных экспериментов и в конце 1920-х задумал, казалось бы, невозможное – экранизировать “Капитал” К. Маркса. По замыслу Эйзенштейна, лента должна была строиться по принципу “потока сознания”, примененному Дж. Джойсом в недавно вышедшем романе “Улисс”. Как и книга Джойса, фильм должен был начинаться с обычного дня обычного человека, который служил бы фоном для огромной цепи метафор и ассоциаций, связанных с марксистской философией и экономической теорией. Главным техническим средством Эйзенштейна должен был стать интеллектуальный монтаж, который в то время практиковали многие его соратники – Дзига Вертов, Григорий Козинцев и Леонид Трауберг и другие. Правда, с началом так называемой “борьбы с формализмом” и утверждением в искусстве канонов соцреализма Эйзенштейну пришлось отказаться от своего проекта, однако от него осталось множество подготовительных материалов – в частности, более 500 страниц рабочих тетрадей, заполненных сотнями газетных вырезок, фотографий и комментариев.
4. Леонид Гайдай – экранизация романа Ф. М. Достоевского “Идиот”
Это может показаться странным, однако звание одного из главных советских режиссеров-комедиографов было для Леонида Гайдая своеобразной палкой о двух концах – с одной стороны, запуск его комедий в производство, как правило, проходил без проблем, с другой – чиновники от кино отказывались видеть в нем кого-либо другого, кроме мастера эксцентрической комедии. Сам Гайдай неоднократно признавался, что мечтал сменить жанр и снять психологическую драму, мелодраму или даже трагедию. В поздние годы режиссер даже вынашивал идею экранизировать “Идиота” Ф. М. Достоевского, однако по ряду причин этот замысел так и остался нереализованным. Более того, в молодости у Гайдая даже был шанс сыграть князя Мышкина – в период подготовки фильма “Идиот” 1958 года режиссер Иван Пырьев всерьез рассматривал кандидатуру Гайдая как исполнителя главной роли, однако тот в итоге не прошел пробы из-за близорукости и необходимости все время носить очки. В результате князя Мышкина сыграл Юрий Яковлев, для которого эта роль стала первой крупной работой в кино.
5. Эльдар Рязанов – экранизация пьесы Э. Ростана “Сирано де Бержерак”
И снова мы возвращаемся к творчеству Эльдара Рязанова. В 1969 году режиссер задумал экранизировать знаменитую стихотворную пьесу Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак”, впервые увиденную им еще в годы юности в театре им. Вахтангова. На главную роль поэта и дуэлянта Сирано пробовалось множество актеров – Андрей Миронов, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Игорь Кваша, однако Рязанов решил доверить этот образ настоящему поэту и пригласил на роль Евгения Евтушенко. Подготовка к работе уже велась вовсю – на студии строили декорации, шили костюмы и изготавливали грим, однако буквально за месяц до начала съемок на “Мосфильм” пришла телеграмма от зампредседателя Госкино Владимира Баскакова, потребовавшего немедленно отстранить от работы Евтушенко под угрозой закрытия проекта. Очевидно, причиной такой немилости к поэту стал его недавний протест против ввода танков в Чехословакию (именно в связи с этим Евтушенко написал знаменитое стихотворение “Танки идут по Праге”), и принципиальный Рязанов поступил благородно – не стал искать поэту замену и согласился закрыть фильм. Дебют Евтушенко в качестве киноактера состоялся десять лет спустя – в фильме Саввы Кулиша “Взлет”, в котором поэт сыграл основоположника русской космонавтики Константина Циолковского.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: