В небольшом помещении миасского общества ДОСААФ тесно наставлены мотоциклы. Тренер Александр Васильевич дает указания молодежи: «На субботник выходим обязательно».
– Все делаем своими руками, – рассказывает Александр Сиротин. – Территорию убираем, находим спонсоров, ремонтируем технику, сами строили даже этот гараж.
Мотокроссом Сиротин увлекся лет 45 назад, когда впервые сел на мопед. Потом был «Минск К-125», который собрал сам из запчастей.
– Откуда у подростка деньги? Их не было даже в советское время, – вспоминает Сиротин. – Ездил по барахолкам, договаривался, искал сломанные запчасти. В юности собрал не меньше десяти мотоциклов. Ребята, помню, просили: «Саша, отремонтируй, ты, ведь разбираешься».
С техникой Александр Васильевич всегда был на «ты». Мотоцикл соберет с закрытыми глазами. Когда-то, говорит, смастерил даже два самодельных, похожих на багги, автомобиля. Второе авто, кстати, получилось особенно удачно, двигатель поставил от мотоцикла «Восход», руль от автомобиля «Победа». Проходимость была на высоте. Катались по бездорожью с удовольствием. В70-е Александр Сиротин перешел в профессиональный спорт.
Через секцию – пять тысяч ребят
– Когда сел на мотоцикл, понял, что ничего другого мне в жизни не надо. Столько адреналина, эмоций, – делится впечатлениями Сиротин. – Приведу такой пример: половину времени на соревнованиях мотогонщик проводит в полете. Ощущения – не передать словами. Чтобы понять, нужно испытать самому.
Самой передовой техникой тогда были чешские «чизеты», их привозили из Москвы на поезде.
– Моя мама в 80-х доставила таким образом два мотоцикла, – вспоминает Александр Васильевич.
С 1980-го и по сей день Александр Сиротин – тренер по мотокроссу миасской автошколы ДОСААФ. За 30 лет преподавательской деятельности через секцию, которую он создал, прошли пять тысяч ребят.
– Александр Васильевич для мальчишек сделал много хорошего, – вмешивается в разговор миасский мотогонщик Сергей Воробьев, в прошлом воспитанник Сиротина, чемпион России. – Те, кто занимается в секции, не болтаются на улице, хорошо разбираются в технике и увлечены мужественным видом спорта.
Вся сила в энтузиазме спортсмена
Стоит заметить, что сегодня мотоспорт никому не нужен. В советское время на секцию в год по линии ДОСААФ выделяли пять мотоциклов, сейчас все держится лишь на энтузиазме тренера, некоторых воспитанников и помощи отдельных спонсоров. Реальность не радует. Тренерская зарплата – несколько тысяч рублей. (Кроме этого, Александр Васильевич трудится рабочим на предприятии «Пожтехника».) Гоночный мотоцикл «КТМ» или «Сузуки» стоит 450 тысяч рублей (2014 год прим), капитальный ремонт двигателя обойдется владельцу техники в 60, набор зимней резины потянет на 30 тысяч. Изредка помогают спонсоры. И все! К вышеперечисленному можно добавить защитный костюм мотогонщика, который оценивается примерно в 100 тысяч рублей. Без него особо не поездишь. Мотокросс хоть не самый опасный вид спорта, но травмы спортсмены все же получают. Зимой провели первый этап кубка города, надеялись на помощь спонсоров, но в последний момент большинство из них куда-то пропало, и тогда главным спонсором выступил сам тренер, выделив из домашнего бюджета 15 тысяч рублей.
– А куда деваться, – пожимает плечами Сиротин, – соревнования ведь не отменишь. Впрочем, и жена, и дети Александра Васильевича понимают.
Мотокросс у Сиротиных увлечение семейное. Сын Сергей вместе с отцом каждый вечер проводит в секции. Он многократный призер областных соревнований, на международном мотокроссе «Европа-Азия» в 2002 году был вторым.
– А это «кавасаки» внука Саши. – Сиротин-старший показывает на маленький гоночный мотоцикл, по виду он ровно вдвое меньше обычного. – Ему 8 лет, но гоняет не хуже иных взрослых.
Мотокроссом занимается еще один сын Александра Сиротина – Иван. Регалий у него поменьше, но тоже хватает. Вот, недавно травмировался. Ничего, поправится.
Все-таки этот спорт – для сильных мужчин. За одну гонку спортсмен проезжает десятки километров и делает сотни приседаний. Нужно иметь хорошее зрение и физическую форму – это только кажется, что гонщик сидит, на самом деле во время езды он стоит.
– На международных соревнованиях – намного сложнее, – делится впечатлениями Сергей. – Переписываюсь по интернету с известным российским спортсменом, который участвует в ралли «Париж-Дакар». Там настолько большие скорости и нагрузки, что не каждый известный гонщик отважится выступить. Тем более, что в эти гонки вкладываются очень серьезные финансы, техническое оснащение соответствующее.
У миасских спортсменов все намного проще: пока опытный гонщик ездит на новом мотоцикле, он показывает хорошие результаты, но примерно года через два техника изнашивается – тогда в призеры не пробиться.
– И все равно, есть деньги или нет – мотокроссом заниматься буду, – уверен Александр Сиротин. – Ведь это увлечение сродни наркотику.
Сравнение, конечно, резкое, но говорит Сиротин не ради красного словца – дипломами его отмечают крайне редко.
– Про мотокросс как-то забывают, – жалуются спортсмены. – А ведь это, пожалуй, самый зрелищный вид спорта. Если в Миассе и дальше будет работать секция мотокросса – это только добавит престижа нашему городу, далеко не последнему на Южном Урале.
P.S. Александра Сиротина знают не только на Урале. Однажды в поезде, услышав название «Миасс», мой собеседник заявил: «Слышал такой город. Там знаменитый тренер по мотокроссу работает. Чемпионов воспитывает…»
Владимир МУХИН
Понравилась статья? Поддержите проект!Подпиской и лайком, репостом и комментарием.