Архив записей, 2019
70-ые годы. США. Развивается автомобильная индустрия, а чем больше автомобилей на дорогах, тем чаще происходят дорожно-транспортные происшествия. В это время инженеры и начали задумываться, что бы такого придумать для защиты пассажиров автомобиля при столкновении.
Думали долго, но придумали. Подушка безопасности. И первый её образец в серийном автомобиле был представлен в 1972 году, когда было выпущено новое поколение Oldsmobile Toronado. Да-да, это тот самый интересный масл-кар, впервые получивший передний привод в 1966 году, теперь, снова впервые, примерил на себя спасательные подушки. И у него получилось это, мягко сказать, провально — в 1974 году подушки безопасности начали предлагать как опцию в крупногабаритных автомобилях Buick, Cadillac и Oldsmobile. Хорошо хоть тормозные механизмы не являлись опцией. Естественно, автолюбители не сочли данную «фишку» необходимой, и подушки безопасности не получили широкого признания на рынке.
80-ые годы. Европа. Немцы провели очередной ряд исследований, попивая шнапс и закусывая «каррибратвюрстом» предложили подушки безопасности в “126-ом” S-классе от Mercedes. Опять же, в качестве опции. Эксперимента ради. Довольно успешного, как и сам «126-ой». Немцы из Штутгарта не ограничились одним лишь надувом подушки – в «мерсах» при аварии затягивались ремни безопасности, а далее срабатывала подушка. Именно таким образом «аирбэг» больше не позиционировался как самостоятельное средство, заменяющее ремни, а стал элементом исключительно дополняющим. Именно так, и никак иначе.
Дальше этот ветер перемен подхватили многие автомобильные производители, которые хотели заполучить максимальный рейтинг безопасности своего продукта. Кроме одного. Audi.
Audi, по каким-то причинам (а возможно благодаря своему жизненному кредо Vorsprung durch Technik), слезли с ветки хайпа, и разработали свой, принципиально отличающийся проект по улучшению пассивной безопасности водителя в автомобиле. И имя ей – procon-ten.
Многие подумают, что Audi просто не успели на за технологическим прогрессом, но нет — они создали свою революцию на рынке, заручившись поддержкой блэкджека и куртизанок. Ведь свои разработки они начали еще в 1970-м году, когда аварии стали привлекать больше внимания автопроизводителя и когда был построен первый испытательный центр Audi. Инженеры начали изучать фронтальные столкновения и возможности защиты пассажиров при этих несчастливых сценариях.
Среди этих инженеров был Эльмар Фолльмер – один из гиков испытательного центра Audi, ответственный за разработку procon-ten. Он руководил исследованиями в области структурного дизайна для улучшения рассеивания энергии при аварии.
Система procon-ten расшифровывается как «Programmed Contraction-Tension», дословно — «запрограммированное сокращение и напряжение». Она появилась благодаря тому, что в Audi упорно обвиняли рулевое колесо и рулевую колонку в большинстве фатальных лобовых столкновений.
В то время как производители сторонних марок стирали лбы, разрабатывая подушки безопасности, Audi пошел по совершенно другому пути: вместо того чтобы всунуть в пространство между головой и рулем «мягкий воздушный шар», они решили этот самый руль убрать подальше от человека. Здесь не было ни волшебства, ни сложных элементов — всё максимально просто, при этом еще и надежно.
Проще говоря, во время столкновения, ремни жёстко натягивались, а рулевая колонка автоматически отводилась от водителя. Поскольку Audi располагали свои моторы продольно, данная система устанавливалась без особых затруднений, и при этом работала даже лучше, чем от неё ожидали.
Всё просто как дважды два: стальной трос обвязан вокруг корпуса коробки передач, которая крепко держится за продольно расположенный двигатель. При фронтальном столкновении мотор слетает с опор, тем самым тянет трос, который одновременно блокирует ремень безопасности и вытягивает рулевую колонку в сторону от водителя. Эврика!
Системой procon-ten оснащались модели с 1986 по 1995 год выпуска. Среди них такие модели, как 100/200/V8 или 80/90.
Ключевым недостатком procon-ten, как вы могли догадаться, являлась чёткая направленность на фронтальный удар, в то время как столкновение может произойти и сбоку, и сзади, и данная система здесь будет бессильна.
С выходом свежих А4/А6/А8 Audi отказались от тросовой технологии в пользу подушек безопасности, тем самым увековечив себя как компания, которая позже всех начала устанавливать подушки безопасности на серийные автомобили. В наши дни все ещё есть ничтожная вероятность, что мы еще увидим procon-ten от Audi в будущем, тем более что немецкий бренд до сих пор держит при себе зарегистрированный товарный знак. Те, кто попадал в аварии, знают, что подушки безопасности не такие уж и мягкие. Они запросто могут сломать нос, хоть это и невеликая жертва за спасение жизни.
Хотелось бы закончить пост лёгким, но очередным нравоучением: всегда, при любой возможности, независимо от расстояния и скорости — пристёгивайтесь за рулём, этот щелчок замка стоит дороже того напрягающего писка из-под приборной панели. Пристегнуть ремень — это как оформить страховку на автомобиль, которую ежегодно продлевает автолюбитель. За единственным отличием — страховка стоит денег, а щелчок ремня в замке — бесплатен.