Финские солдаты пили по черному - так они боялись русских, что только алкоголем этот страх можно было притупить. Офицеры почти не вмешивались, хотя и были недовольны.
На фото пьяные солдаты с балалайкой, самоваром и бутылкой. И недовольный офицер, осуждающий пьянство суровым взглядом.
Это в начале войны.
К концу - квасили все, рядовые и командиры, курсанты и генералы...
Мико Порвали, автор книг "История", "Школа шпионов: подготовка адвокатов штаб-квартиры в войне за продолжение войны", "Падший в Нормандии: История финского солдата", "Секретная разведка: письма финского шпионского офицера" и других - по этническому происхождению карел, православный, полицейский служащий, историк специализирующийся на судебных расследованиях, имеет степень магистра права.
Книги его о Зимней Войне и Продолжении Зимней Войны имеют глубокие семейные причины и корни - прадед Мико, лейтенант Анти Порвали, служил инструктором-диверсантом в Финской Армии.
И оставил множество фото документов и воспоминаний, ставших побудительным мотивом к расследованию правнуком этих времен.
В статье Мико "Война и вино" впервые была рассмотрена эта тема, до Мико все соблюдали табу. Принято было говорить о доблестных финских солдатах, пачками убивающих пьяных русских оккупантов.
Но что же в действительности?
Пьянство в Финляндии всегда было проблемой. Военное руководство организовало лимитированную выдачу алкоголя солдатам, сами же солдаты активно пользовали законные стограммовки, но этого было мало и потому варили самогон практически повсеместно и из чего угодно.
Хлеб и зерно, конечно же были табу, но зато под рукой были картофельные очистки, гнилые овощи, которые есть уже было невозможно, опилки, картон и даже случайно упавшая в перегонный сосуд под названием "мальчик" крыса.
Этот факт из воспоминаний Анти Порвали как раз и относится к приведенной фотографии. Анти так же утверждал, что самогон из фекалий был вовсе не редкостью. Привет солдату Чонкину!
Он знал профессионала в Восточной Карелии, который в 1943 году делал ханку не только из гнилых сухарей и очистков, но и из высушенного дерьма полевого клозета.
Факт расследовала комендатура. Дерьма в полевом гальюне не было.
Все в дело пошло...
Финская война летом 1941 года с конца июня была настолько успешна, что уже несколько месяцев спустя начала боевых действий финны были в Выборге. Там солдатам был предложен грандиозный праздник победы, санкционированный Маннергеймом.
Праздник был обильно залит алкоголем.
Но это было контролируемое пьянство.
Контроль испарился, когда финны перешли на другую сторону границы и в октябре захватили Петрозаводск.
Там солдаты обнаружили новогодние украшения и цистерну спирта на путях ж/д станции.
После трехмесячного голодного похода через леса это открытие было сногсшибательным и информация пожаром разнеслась среди всех солдат.
Спирт сливали в ведра, пили прямо на месте. Пьянство продолжалось несколько суток. По пьяни нашлись политически подкованные бойцы, которым чем то помешала статуя Ленина. Ее выдрали из постамента, погрузили на телегу и пьяный солдат поехал на телеге в направлении "куда глаза глядят" - глаза глядели в сторону фронта.
Патруль вовремя остановил телегу. Статую изъяли, солдатику дали двое суток губы, легко в общем то отделался.
Хорошо, что с Лениным до наших не доехал!
В Лапландии был налажен надежный бартер между немецкими военными, получавшими нормальное продовольственное довольствие и голодными финнами, которые меняли самогонку на еду и хорошее белье.
А немцы, которые испытывали трудности с теплыми вещами, меняли свой винный паек из настоящих бутылок рома, коньяка, шнапса, вина на теплые варежки и валенки. В Рованиеми возле немецких штабных вагонов была самая настоящая барахолка где все менялось на все совершенно открыто.
Когда командование решило обуздать пьянство - начались грабежи.
Передислокация войск в Северной Финляндии 54-го батальона пехотного полка в Каяани в середине зимы 1944 года. Лыжный поход в 450 километров занял 24 дня. Больше боевых частей в Каяни не было, кроме военного училища.
11 февраля батальон вошел в Каяани. Обычная рутина - самогонка, строевая и боевая подготовка. 54 батальон, в отличии от гарнизонных - боевое, обстрелянное соединение ветеранов.
Затем пришла информация: первого марта, начнется сражение на проливе Мааселя. Город опустел моментально. Лавки позакрывались.
Солдат предупредили, что не будет никакого снабжения и выживут немногие. Скорее всего никто. Ситуация требовала водки.
Магазин Алко на Кауппакату в Каяани был разграблен в одно мгновение.
Все бутылки из магазина и большого склада вынесли.
Вечеринка началась в ближайших бараках военного училища, курсанты и солдаты 54 батальона напились. В коридорах стрельба. Командующий училищем получил кулаком по морде и был выброшен из здания за руки и за ноги.
Курсанты, по сути своей еще дети, танцевали под аккордеон.
Снаружи вечеринку охранял один пулеметчик.
Инцидент расследовали после сражения. выжившие 10 курсантов были приговорены к условному наказанию.
Приговоренных отправили обратно на фронт, где они и погибли.
Прочитать про этот инцидент можно у Йонны Пулккинен, Мика Виста: в книге "Война со спиртом" , Atena Publishing 2017
Не знаю, может моя статья покажется кому-то предвзятой и необъективной.
Сейчас модно с придыханием говорить о доблестных финнах и их победах.
Мой дед Иван Андреевич, участник русско-финской войны 39-40, участник обороны Ленинграда, орден Красной Звезды за Кенигсберг.
Мне невыносимо слышать, как "новые" историки помоят наших солдат и офицеров за пьянство в войну.
В День Независимости Финляндии каждый год налитые алкоголем фашисты из Сынов Одина проводят в Хельсинки абсолютно не санкционированное шествие.
В этом году тоже. Полиция не препятствует. В околоток в этом году забрали антифашистов, которые пытались просто высказать свой протест, причем вполне законно и пристойно. А фашики дальше пошли по затихшему городу. Не все их поддерживают, но многие.
Ах, как их много, этих сказочников, которые любят рассказывать анекдоты про бравых финских солдат и пьяных русских оборванцев.
Ваша Pialla
Ставьте лайки, комментируйте.
Подпишитесь.