Жизнь в духовных школах сродни армии, кто служил - тот знает. Это некое государство в государстве, со своим уставом. Может мне все же удастся приоткрыть пред вами дверь закрытого учебного заведения.
Приезд.
Как так получилось, что я поехала поступать в Иконописную школу вы можете прочитать здесь. Преодолев 2,5 тысячи километров, мы с мамой (боясь меня отпускать одну, поехала посмотреть, куда же она отдает свое драгоценное чадо) наконец, прибыли на тобольский вокзал. Измученные дальней дорогой, во втором часу ночи, вылезли из вагона, и первая мысль, которая меня посетила: "Господи! В какую тмутаракань мы приехали!". Вокруг стеной стоял один только лес, и старый, совдеповский вокзальчик на освещенном пятачке. Это потом я узнала, что вокзал находится в отдалении от города, практически в лесу, но на тот момент, он для меня представился чем-то немыслимым.
Погрузившись в такси, мы поехали уже непосредственно в город, по странному адресу: Красная площадь, Кремль, тюрьма (или тюремный замок, как его называют в тобольской семинарии).
Водитель пояснил, что в тюрьме располагается семинария. Мне уже становилось весело, а если учесть, что мы плохо спали и устали с дороги, приехали буквально в тайгу, то у меня уже начинался нервный истеричный смех.
Потянулись улицы с фонарями, и через полчаса перед нами предстал старинный, невероятной красоты, Тобольский Кремль. Он просто покорял своим величием. Тогда я влюбилась в Тобольск раз и навсегда. Нас разместили в одном из зданий тюремного замка, и началась жизнь абитуриентки.
Тюремный замок.
О Тобольской тюрьме стоит рассказать отдельно. Это тот самый знаменитый тюремный замок, где сидели в ссылке декабристы: Кюхельбекер, Фонвизин, Анненков, Муравьевы, Барятинский и другие. Там же отбывал свою ссылку Ф.М.Достоевский перед отправкой в Омск. Писатель Короленко.
Поговаривали, что в тюремном замке видели призраков прошлого, в виде зеков, то в коридорах, то в душе, бывшем карцере. И этот замок настолько велик - само здание в три этажа, и подвал в три этажа, с подземными ходами под всей Красной площадью. В советское время туда водили экскурсии, пока не потерялся ребенок, после подвальные помещения с камерами решили закрыть.
Лишь в 1989 году Тобольскую тюрьму окончательно закрыли и передали Тобольской духовной семинарии. Там располагалось семинарское общежитие, а чуть позже, в 2000-ых годах, общежитие для семейных семинаристов, священников заочного отделения, абитуриентов, и просто паломников.
В 90-х годах в Тобольской семинарии ходил анекдот: приезжает как-то раз мама одного семинариста, спрашивает:
- Подскажите, где мой сын (такой то)?
- В тюрьме, - ничуть не смущаясь отвечает вахтер, подразумевая общежитие.
Мама в ужасе:
- А где можно архиерея найти?
- На кладбище (на тот момент его резиденция находилась в кладбищенском храме Семи Отроков Эфесских).
Абитура.
Жизнь на абитуре заслуживает отдельной главы. Блаженная пора, когда все кажется чудесным и в новинку. Как называл абитуриентов харизматичный о.Алипий (заведующий иконописного отделения): "Вокруг одни чудотворцы! Чудотворцы справа, чудотворцы слева!"
Для нас, только что прибывших из мира, все находящиеся в иконописной школе казались чудными, а мы, напротив, для них казались "чудотворцами". Настолько жизнь иконописной школы была оторвана от остального мира.
В иконописной всем распоряжался заведующий иконописной школы игумен Алипий (Князев). Так же было три классные дамы, сменявшие друг друга каждые сутки, которые следили за порядком и были неким связующим звеном между воспитанниками и заведующим. Они давали послушания, следили, чтобы никто не опаздывал и присутствовал на местах, а так же сопровождали во всех официальных мероприятиях.
Но, тем не менее, нас веселило буквально все! И душ в тюремном замке - бывший карцер, который закрывался на огромный вентиль, как у субмарины. И лестница в здании иконописной школы, на ступенях которой были написаны названия мытарств, кстати, которая вела в кабинет заведующего. И форма одежды: длинная юбка до пят; кофта, самый минимум который можно было открывать - три четверти рукав; желательно без декольте; и обязательный платок на голову.
Мы готовы были танцевать Канкан посреди мастерской, настолько проявлялось наше жизнелюбие, когда мы были зажаты в жесткие тиски дисциплины.
Послушания.
Послушания - это было прямо "высшим пилотажем" изобретательности наших классных дам. Абитуриентов по максимуму загружали послушаниями, да еще настолько странными, как нам казалось. Например: покрасить решетки тюремного замка в черный цвет, а на следующий день красить внешние откосы белой краской, не попадая на черные решетки окна (надо было быть супермастером, чтобы пронести кисточку с краской в узкую щель между решетками). Или полоть траву на 15 см от тротуара.
Помимо затейливых послушаний, описанных выше, были также рядовые послушания, как: дежурство в трапезной, уход за курами, мытье полов и туалетов, разнос полдников, и т.д.
Вступительные экзамены и поступление.
Как же это было волнительно! Поступление проходило в пять этапов:
- экзамен по русскому языку;
- рисунок;
- собеседование с заведующим и преподавателями, на котором спрашивалось знание молитв и заповедей;
- медосмотр;
- собеседование с архиереем.
Самое волнительное было собеседование с архиереем. Главное было не облажаться, прочитать наизусть нужные молитвы, рассказать заповеди Божии и ответить на владычнии вопросы.
Нам рассказали одну историю, как одна абитуриентка, выучила все "назубок" и очень волновалась, а архиерей взял и спросил её: "С какой начинкой любишь пирожки?" Она так растерялась, что не смогла ответить, и, в итоге, не поступила.
Благополучно пройдя экзамены, я не поступила, но мне предложили подмастерство - подготовительный курс. Это было настоящим ликованием! Я конечно же согласилась и осталась учиться в иконописной школе.
Тобольские записки. Часть 2.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!