Найти тему
Vesna News

Иван Тимофеев о новом поколении международников

Европейский совет по международным отношениям опубликовал интересную статью о смене поколений в российских внешнеполитических ведомствах. Автор — известный эстонский эксперт Кадри Лиик. Она частый гость многих форумах по вопросам отношений между Россией и Западом.

Доклад основан на серии интервью и фокус-групп, проведенных с молодыми российскими экспертами, студентами и государственными чиновниками. В отличие от большого количества предвзятых текстов о России, Кадри Лиик попыталась дать сбалансированный и эмпирически проверенный взгляд на «новое» поколение российских специалистов по международным делам.

Программный директор Клуба «Валдай» Иван Тимофеев, основываясь на предложенных в докладе выводах, поделился своим мнением относительно нового поколения международников.

"В моем распоряжении нет серии интервью и материалов фокус-групп. Однако я выработал собственное мнение о новом поколении, основываясь на многолетнем опыте преподавания в МГИМО, руководства довольно молодой исследовательской группой в Совете по международным делам России и сотрудничества с большим количеством российских экспертов. Мое мнен ие субъективно, но с точки зрения социологической методологии его можно рассматривать как опыт «участвующего наблюдателя»

-2

Особенности нового поколения российских специалистов в области международной политики:

Прежде всего, цикличность поколений — очевидный факт. Взгляды моих двадцатилетних коллег отличаются от моих, не говоря уже о старшем поколении. Что именно мы имеем в виду? Например, новое поколение живет в принципиально новой коммуникационной среде. Информация чрезмерно доступна. Означает ли это, что новое поколение менее уязвимо для влияния идеологий, которые приходят извне или изнутри?

В теории да, потому что информацию стало намного легче проверять, оспаривать или выставлять на обсуждение. На практике все сложнее.  Обилие информации вполне может повлечь за собой поверхностную оценку фактов. А это означает низкий барьер для критического восприятия. В результате существует более высокая степень уязвимости к идеологизации, независимо от её происхождения.

Другим примером является корреляция между благосостоянием страны и отношением поколений к богатству. Классическая гипотеза Рональда Инглхарта предполагает, что те, кто вырос в эпоху нестабильности и экономических потрясений, будут «материалистами»; то есть склонны воспринимать материальное благополучие как основную ценность. И наоборот. Те, кто вырос в период стабильности и процветания, будут более склонны к «постматериалистическим» ценностям.

-3

Другими словами, с точки зрения Инглхарта, мои современники, родившиеся в 1980 году и социализированные в 1990-х годах, должны быть материалистами. Вот одно из наблюдений Кадри Лиик опровергает мнение Инглхарта. Стало быть, согласно предложенной теории, новое поколение должно вырасти «идеологизированным», но оно оказывается довольно прагматичным в своих мыслях и действиях.

Несколько общих черт, которые характерны для нового поколения:

Во-первых, мои двадцатилетние коллеги менее склонны концентрироваться на долгосрочных задачах и проектах. Одним из примеров является подготовка кандидатских и докторских диссертаций. Это серьезный долгосрочный процесс, требующий мобилизации ресурсов и времени. Даже если существуют благоприятные условия для проведения исследования, лишь немногим удается подготовить новаторские работы.

В целом, ориентация на приобретение статуса путем получения научной степени стала менее выраженной.  Другими словами, отношение к риску меняется. Ставки на глобальные проекты, такие как докторская диссертация, теряют свою ценность. Но приобретают значение стихийные и краткосрочные «инвестиции» в самосовершенствование, такие например как «обучающие курсы».

В то же время я не вижу акцентов среди молодежи в политических или профессиональных предпочтениях. Есть те, кто фанатично пытается устроиться на государственную службу, но есть и другие, кто вообще не хочет быть чиновником. Среди моих учеников и коллег есть как убежденные «западники», так и заядлые «консерваторы», сторонники условной «свободы» и условного «порядка».

Мне думается, что проблемы в отношениях между Россией и Западом, а также пути их решения, вряд ли стоит искать через призму смены поколений. Здесь возникает конфликт между «исторически объективными национальными интересами» и восприятием этих интересов конкретными людьми. В международных отношениях это спор между условными реалистами и конструктивистами. Но это уже другая история.

Vesna News — официальный сайт