Найти в Дзене

Коммунистка

Иллюстрация: Артем Скачков
Иллюстрация: Артем Скачков

Про Льва Толстого говорили:

он прожил долгую жизнь

и застал трех императоров.

А каково это,

застать три страны?

Владлена,

ровесница века,

как человек

из загадки Сфинкса,

утром ходила

на четырех ногах

по Империи,

днем – на двух,

по Союзу,

а вечером,

ближе к ночи,

на трех –

по Федерации.

Утро она помнила

плохо:

была совсем малышкой,

когда все закружилось.

День был самым счастливым:

она настолько верила

в его яркое,

красное

солнце,

что поменяла имя.

Была Еленой,

а стала Владленой.

В этом отречении,

в этой смене имени –

вся Россия.

Мы отрицаем себя,

оставаясь собою.

Мы не можем

расстаться мирно,

нам нужно,

уходя,

хлопнуть дверью,

чтоб вздрогнули стены.

Мы сжигаем альбомы,

ретушируем фотографии

и глотаем слезы,

пытаясь

выдать улыбку.

Выходит плохо:

нужных мышц на лице

не хватает.

Быть бедным

среди бедняков –

вот высшая справедливость.

Когда наступает осень,

богаты только деревья.

Серое небо

и люди в серой одежде

сливаются,

как море с небом

на горизонте.

Не избежать нам

Советского братства,

пришедшего вместо

имперского рабства.

Не избежать нам развала,

потому что мы

обожаем хлопать дверями.

Русский мир –

внутренняя империя,

половодье чувств,

пьяные пляски

под образами.

Глядя на Владлену

сегодня

молодыми глазами,

трудно поверить,

что когда-то

она носила

белые платья,

что ветер играл ее волосами,

а мужчины считали ее красивой

и вслед ей свистели.

Сегодня Владлена –

старуха

с сумкой-тележкой.

В тележке –

пакет с картошкой.

И сегодня

Владлена больше похожа

на этот мешок картошки,

чем на ту девушку

из прошлого,

которой уже

никогда

не будет.

Иногда годы

проходят

и мнут человека,

а иногда

человек стоит,

прямой, как стержень,

и годы сминаются

на его фоне,

как листы

из тетради,

рушатся страны,

сходятся континенты,

у белых женщин

появляются черные дети.

Такие люди –

столпы эпохи,

стволы деревьев,

а все прочие –

листья,

которых сдувает

ветер истории.

Владлена –

один из последних осколков

последней империи.

Для нее

страна, которой нет, -

единственная,

что существует.

Она не верит в ее гибель.

Для нее мало что изменилось.

Она живет воспоминаниями.

Она помнит

жаркие летние дни,

в которые так легко

поверить

в светлое будущее.

Воздух прозрачен,

и так легко дышится,

что хочется петь

и смеяться.

Она помнит

счастливые лица влюбленных,

которые сидели

на скамейках в парке.

Она помнит вкус мороженого

и лимонада,

и нет ничего слаще на свете.

Она помнит

танцы под открытым небом

и звонкий голос певицы.

Она помнит,

как встретила

будущего мужа.

Он был пожарным

и так в нее влюбился,

что повсюду

ходил за ней тенью.

Запомнил,

где она живет

и стоял под дверью

с цветами,

пока она не вышла

и не спустила его с лестницы –

сама не знала зачем.

Наверное, от испуга.

Она помнит,

как они поженились.

Каким смешным он был

в том нелепом костюме

на пару размеров больше.

И эти белые туфли.

Она помнит эти дни

особо:

как будто их снял фотограф

на черно-белую пленку.

Она помнит,

как рожала сына.

Удивительное было дело.

Ей все говорили:

ты старородящая,

тебе будет больно.

А ей не было больно.

Все прошло

так легко и быстро,

что она потом

над всеми смеялась:

зря, мол, пугали.

Она помнит,

как встречала

вернувшихся с победой солдат.

Она стояла на Тверской,

и сердце разрывалось от счастья.

Она плакала и кричала:

«Победа!»

Она гордилась своей страной

и этими седыми мальчишками,

которые шли, чеканя шаг,

и не могли сдержать улыбки.

Она помнит, как хоронили Сталина.

Вся страна

будто рухнула в бездну.

Она испытывала горечь,

как будто умер

ее родной дедушка,

и какую-то светлую печаль,

предчувствуя,

что все будет хорошо,

но точно не будет, как раньше.

Она не вспоминала плохое.

Много было плохого.

Муж, едва успев

обнять сына,

уехал на фронт

и уже не вернулся.

Сын пошел по наклонной

и спился,

а был ведь

такой хороший мальчик.

Внуки и правнуки

ждут ее смерти,

чтоб завладеть квартирой.

Что-то разладилось в теле,

пришлось пройти

через несколько операций.

В итоге врачи

по ошибке задели палец.

Он не болел,

просто так вышло.

Теперь он совсем неподвижен.

Подруги повымирали,

как динозавры.

И память –

вот все,

что осталось.

Спроси, сколько ей лет?

Она не ответит.

Она –

ровесница века,

а она думает,

что ей девятнадцать.

Жизнь обратилась

одним днем.

Ей кажется,

что она идет по Выставке,

то есть по ВДНХ,

пусть Выставки не было

во времена ее юности,

она в том самом

любимом платье

белого цвета,

на ногах –

легкие белые сандалии с застежкой.

Она идет мимо фонтанов,

вокруг никого,

а на душе

так легко.

Вокруг вырастают

величественные павильоны.

Солнце садится,

воздух насыщен влагой.

Все тонет в теплых

алых

закатных красках.

Это закат жизни,

закат мечты,

страны,

человека.

Но как он прекрасен!

Наверное, так выглядит

тот персональный рай,

что каждому уготован

в смерти.

Владлене –

счастливо брести

по Выставке опустевшей.

Зайдя в павильоны,

она увидит животных:

откормленных хрюшек,

печальных коров

и коней с волнистыми гривами.

С ними ей будет

не так одиноко.

Так ли уж плохо

вечность смотреть

на лошадь,

бегущую по полю

в лучах заката.

Когда старушка

в метро

наступает нам на ногу

и смотрит волком,

мы злимся

и цедим сквозь зубы

нецензурное слово.

Мы не думаем, что она –

ровесница века.

Не зря футуристы

кричали о том,

что надобно сбросить

Пушкина,

наше все,

с парохода современности.

Они считали,

что поступают

дерзко,

но поступали

традиционно.

Русь-тройка,

куда же ты мчишься?

Так восклицал Гоголь.

Россия как паровоз,

а ты в нем

(в ней) –

безбилетник.

Зазеваешься –

ссадят,

и состав

прогрохочет мимо.

Неужели однажды

и нас

выбросят за борт,

вышвырнут с поезда,

оставят в прошлом?

Горько думать

об этом.

Наша Россия –

элизиум теней,

как у Тютчева.

Не разобрать,

кто в ней тени.

Мы,

настоящее,

или они,

призраки прошлого?

Будущее,

наши дети,

еще не родилось

и, возможно,

никогда не родится.

Ладно, довольно

о грустном.

Пора о насущном.

Сколько еще

прожила бы Владлена,

если б ее

не прервали?

Следующая глава >>

<< Предыдущая глава

К оглавлению