Бог Духом Своим смотрится в зеркало материального мира и видит в нем СЕБЯ
Вопрос о стяжании сокровища небесного: где оно и в чем именно заключается? – непрост по причине того, что сперва нужно бы ответить на другие, предварительные вопросы. Например, где же находится Небо, и то Царствие Небесное, в котором уготована нам Иисусом вечная жизнь. Или, к примеру, что такое та бессмертная душа, которой эта вечная жизнь уготована, где она находится при жизни и как соотносится с нашей личностью? Вопросы отнюдь не праздные, но основополагающие для того самого «стяжания сокровища на Небесах», к которому призывает нас Иисус в евангелии взамен стяжания земных сокровищ и материального богатства, к которому так стремятся сыны и дщери человеческие.
Начнем, пожалуй, с определения местоположения: где же Бог и где мы с вами? Сдается мне, что поиски ЦН где-то там наверху, «на небе», тщетны. В то же время Иисус говорит, что «Царствие Божие у вас внутри», что представляется фигурой речи, поскольку во-первых, входа в него не обнаруживается, а во-вторых, как-то непредставимо в буквальном смысле вместить в себе Невместимого, да еще и со всем Его Царством впридачу. Воля ваша, что-то здесь не так.
Как же взяться за решение?
Думаю, что важным является признание первичности Духа над материей: материальный мир возник не сам по себе, а является результатом Творения: «Пошлешь Духа Твоего – и созиждется».
Если исходить из первичности Духа (а для верующего это – аксиома), то картина Творения лично мне представляется следующей: в Начале было Слово, которым Бог описал свой Замысел, и повелел Духу Своему этот Замысел, или Промысел воплотить в материи, создать мир из ничего. Как? Да как угодно. Вон, ученые говорят, что из Большого Взрыва – а почему нет? Важно не то, как именно это произошло и происходит, а то, как соотносится Дух с созданной Им Материей.
Было много богословских споров на эту тему, но крайнюю точку зрения занял Палама, утверждавший, что – НИКАК! Поскольку, если только Дух и материя соприкоснутся и проникнутся друг другом, то или Дух заразится материальностью и перестанет быть Богом, или материя, «обожившись», вся превратится в Бога и станет Им. И потому Бог иррационален и ТРАНСЦЕНДЕНТЕН этому миру, то есть взаимодействовать с ним никак не может, а на случай необходимого взаимодействия завел себе особые «руки», «божественные энергии», которые по природе вроде бы Бог, но вроде бы и не Бог, но нечто безликое и безвольное, и которыми, как манипуляторами в горячей камере, Бог управляется с материальным миром, сам не прикасаясь к нему, чтоб не «заразиться». Господи, и до чего только не додумались совопросники века сего. Типа, что Всемогущий Бог может создать такой камень который Сам не сможет поднять – и какой же Он тогда всемогущий? Вот ведь горе от ума без Разума.
Я лично считаю, что Дух Божий при Творении ОБЛЕК Себя материей, то есть материя как бы отражает в себе Бога, как зеркало. Можно было бы сказать, что Бог Духом Своим смотрится в зеркало материального мира и видит в нем СЕБЯ. То есть, материя вроде как облекает Бога, только не снаружи, а как бы «внутри» Его. Иначе говоря, Бог со всем Своим Царством Небесным содержит наш мир внутри Себя, или, как сказал создатель «Алисы» Люис Кэррол, «все мы снимся Господу Богу».
Эту сложно представимую конструкцию можно проиллюстрировать на примере домашнего компьютера: исходный код программы выводит на монитор картинку виртуальной реальности, задуманной программистом, и воплощенной в виде последовательности написанных команд, состоящих из чередования одних только нулей и единиц. Или, для бОльшей наглядности, пример показа через кинопроектор: «кинолента» Промысла Божия Духом проецирует реальность на «экран» материального мира, а Бог – единственный зритель в этом кинотеатре.
Таким образом, получается, что Промысел Божий о мире «записан» Словом в Духе, Который «везде сый и вся исполняяй», как говорится в молитве к Святому Духу. Из видимого мира духовная «подложка» «исходного кода» не видна, как не видна программа на экране монитора, но без него мир не существует, и исчезает бесследно, как изображение на экране при выключении электричества. «Отымеши Дух Твой – и исчезнут».
Промысел Божий – это вообще о чем? А – обо всем на свете, да еще и на все времена от Начала и до Конца Света. Так что и мы с вами были вписаны в эту всеобъемлющую «программу» Духа изначально, за миллиарды лет до нашего с вами рождения.
В этом смысле «душа» есть не только у людей и животных, но вообще у всего сущего от звезды до песчинки: «исходный код» Промысла вызывает Духом любой объект на «экран» бытия и держит его там «на виду» до исчерпания «программы» его существования. То есть все в видимом мире является отражением духовного образа в материи – я это уже говорил. Этот духовный прообраз материального воплощения можно условно назвать сущностью, или, как говорят, СУТЬЮ вещей, присутствующих в мире материи. Именно «записанность» образа или сущности в материи создает возможность взаимодействия Духа Божия с материальным миром, материя которого как бы привязана к Духу, не сливаясь и не соединяясь с ним воедино, и никак непосредственно не взаимодействуя.
Можно было бы еще долго фантазировать на эту поистине неисчерпаемую тему, но лучше вернемся к перечню наших вопросов. Итак, во-первых – где Бог и Его Царство? Если исходить из сказанного, то получается, что Он везде, и вне нас, и внутри. А как до Него добраться? Получается, что из мира материи никак, Он недостижим для материальных объектов, как код программы – для персонажей, действующих на экране компьютера, и материи нет доступа в Царствие Небесное, поскольку этот и тот мир друг для друга НЕ СУЩЕСТВУЮТ, но существуют лишь в виде отражения друг друга – та самая Божественная трасцендентность Паламы, помните?
Кстати, здесь уместно опять упомянуть о Воскресении Иисуса: Он НИКАК не мог воскреснуть и оказаться в материальном теле в Царствии Отца своего – я это уже говорил в материале «Неопровержимость Воскресения»: http://pravtoday.ru/neoproverzhimost-voskreseniya/ — но Воскрес Духом в ЦН, как и мы с вами воскреснем по окончании нашей земной жизни. А тело, которое показал ученикам по воскресении, не было тем же самым, которое он оставил на земле, но лишь вновь созданным материальным образом того, умершего от ран, да и то лишь на время краткого земного пребывания, посещения Воскресшим Иисусом своих учеников. Здесь уместно еще раз уточнить судьбу его земного тела, в котором Он умер как человек – оно исчезло, но куда? Поскольку в мире материи его никак невозможно было оставить во имя неопровержимости Воскресения, но и бесследно исчезнуть в пределах физических законов мира материи оно тоже не могло – к примеру, его аннигиляция снесла бы с лица земли не только иудею, но как бы и не все человечество подобно библейскому Потопу. Что ж, пришлось Духу переписать его «исходный код», удалить его духовную «подложку», его пропись в Промысле – и оно просто ИСЧЕЗЛО, как если бы его и вовсе никогда не было. То же касается и Илии с Моисеем – никак они не могли быть взяты на Небо в телах, и потому с несомненностью и их вознесение, и последующее явление Иисусу в Преображении является ветхозаветной легендой, не более того.
Следующий вопрос – о нас с вами: где мы, и кто мы, и где же наша с вами бессмертная душа, которой Иисусом уготовано Царствие Небесное, недостижимость которого из этого мира мы только что с вами установили?
Появление Разума в процессе эволюции, а не путем прямого творческого акта мы уже обсуждали в материале «Антибиблейская парадигма сотворения мира и человека» (http://pravtoday.ru/xristianskaya-antibilejskaya-paradigma-sotvoreniya-mira-i-cheloveka/). Теперь добавлю лишь, что именно такой путь оправдан и непротиворечив с точки зрения свободы воли человека разумного: его не сотворил Бог, не спросясь его согласия, но он сам себя сотворил путем естественных преобразований от простого к сложному – и когда познал себя, то согласился с самим фактом своего существования, как с данностью, а не насильственным принудительным актом чужой и чуждой воли, хоть бы и Божьей. То же самое касается и акта зачатия, и рождения нового человека. Да, его родители хотят (не всегда) родить ребенка, но рождают они не личность, со свободой воли которой надлежит считаться в том числе и Богу, но всего лишь СУЩНОСТЬ, материальное отражение духовного объекта Промысла Божия, которому еще только предстоит развиться и дорасти до РАЗУМА, чтобы, осознав себя, так же принять свое существование как данность, а не результат принудительного акта чужой воли. Кстати, зачастую человек потом бросает в укор своим родителям, что он не просил их рожать его – но это всего лишь рефлексия разума на воображаемое насилие, которое состоялось бы, будь человек сотворен Богом или рожден родителями сразу разумным и свободным.
То есть, вопрос о душе, который так шокировал многих предположением, что человек, рождаясь, никакой души не имеет, опять возвращается мной для уточнения: душа, как исходный код объекта материального мира, которым является в том числе и ребенок, как запись Промысла о его существовании, в Духе имеется, как и у всего сущего. А вот души в смысле личности у рожденного ребенка нет и нескоро еще будет.
И вот тут мы с вами и доходим до сокровища небесного, которое нам предлагает собирать и хранить Иисус в противоположность земному богатству и благополучию. Только РАЗУМ человека является настоящим вместилищем его богатств, как и вообще всей окружающей его вселенной – отражение внешнего мира в разуме человека создает его внутренний мир, вмещающий внешний, включая в себя и Бога как объект Богопознания. Именно Разум, являясь конечной целью Промысла Божия, достоин Божественного достоинства, и находит путь обратного отражения в Духе Божием, если взыскует Бога и Царствия Его, обретая тем самым самостоятельное бытие в качестве бестелесного Духа, Богообразного и Богоподобного. Но сокровище земное, страстным и порочным желанием накопленное в разуме человека, не отпустит его и накрепко привязав собой к миру материи, со смертью сгинет вместе с его личностью и разумом, не запечатленными в мире материи ничем кроме нейронных связей распавшегося мозга.
То есть — еще раз поясню свою мысль – отраженный в материю дух новорожденного человека, объекта промысленной о нем души как записи исходного кода Духа должен развиться до Разума, взыскавшего Бога. Что вызывает Божественный Ответ в виде «рождения свыше», или Крещения Духом, то есть обратного отражения и запечатления в Духе взыскующей Бога личности человека, как самостоятельной бессмертной духовной сущности. То есть, той самой бессмертной души, которая отнюдь не дается при рождении, но является результатом духовного развития разумной личности до состояния Богопознания в Вере и Любви – именно через обратное отражение в Духе разума человека, пока что существующего лишь в виде материальных нейронных связей его мозга, совершается переход личности человека из материального зазеркалья в мир Божественной Реальности. Из экранного существования в исходный код Духа Божия. Из этого в тот мир, переход в который для материи закрыт и невозможен по определению. И потому лишь взыскующий Царствия Небесного попадет в Него, став его обитателем, бестелесным духом, сохранившим свою саморазвившуюся личность ЧЕЛОВЕКА БОГОПОДОБНОГО во всей ее богообразной полноте.
Так, минуточку – а как же дети, умершие, или вообще не родившиеся? Хочу успокоить всех ОБЕЩАНИЕМ Иисуса: не мешайте детям приходить ко мне, ибо их есть Царствие Небесное. Это означает, что ВСЕ неповзрослевшие, недоросшие до Личности дети принимаются Богом через пополнение до взрослой Личности, которой могли бы стать, Любовью к ним Иисуса, родившись Свыше в их дополненной Любовью Божией изначальной Сущности. То же, я полагаю, относится и к полюбившимся нам домашним питомцам – НАША любовь к ним, как Иисуса – к детям, рождает их в Духе в Жизнь Вечную.
И тут уместно упомянуть о тех наших усопших, которые, возможно, не доросли до Небесной участи, и, не стяжав Сокровища Небесного в виде бессмертной души, так и ушли в небытие вместе со смертью тела – неужто их участь на земле невозвратима? Ведь зачастую любовь к ним делает нас безутешными. Неужели Бог допустит такую несправедливость, как безвозвратное расставание с ними навеки, и не равносильно ли это исповедуемой атеистами смерти без воскресения?
Что ж, прожалуй, придется отдельно сказать еще пару слов о молитве.
У читающих (кто дотерпел дочитать до конца) могло создасться впечатление о Промысле Бога, как о той самой киноленте, в которой все уже «отснято» с самого начала, и потому все участники бытийного процесса являются всего лишь марионетками на нитках, которые дергает из-за ширмы невидимый Карабас-Барабас, и участь ВСЕГО определена заранее – и где же тогда место реченной свободе воли человека, если на месте выбора имеется полностью детерминированная предопределенность? А если так, то, во-первых, нет ни греха, ни человеческих злодеяний, в которых виноваты совсем даже не виновники, а – ПРОМЫСЕЛ, то есть сам Бог во всем и виноват, поскольку только Он Сам все это и придумал. А во-вторых, и молиться Богу незачем: молись-немолись – все равно все уже решено заранее.
Так вот, должен разочаровать воспрянувших, было, божьих судей и обвинителей в злодейском мироустройстве: хотя мир и создан Богом автономным в своем существовании, а Промысел знает о мире все наперед – это отнюдь не означает, что Бог не вправе вмешаться в мир, когда и как Ему заблагорассудится, и изменить его как угодно по своему усмотрению – «киностудия»-то на Его стороне, и там же находится программный центр записи, чтения и осуществления «исходного кода». Другое дело, что без нужды нет смысла все переделывать, ведь мир существует по закону причинно-следственных связей, и, изменив где-то хоть самую малость, придется переписать всю «программу» целиком, от начала до конца, чтобы увязать по новой разорвавшиеся связи причин со своими последствиями, встроив в прошлое те события, которые приведут к той самой измененной «малости», а в будущее – результаты этих изменений. И что же может стать причиной и нуждой таких глобальных изменений Промысла Бога? Да вот как раз то самое – наша с вами, дорогие мои пылинки вселенной, МОЛИТВА, мольба к нашему Отцу Небесному о потребном и насущном для нас, как мы это понимаем. Да-да, Он так любит нас, своих детей, что готов неустанно трудиться, изменяя мир под любой каприз каждого из нас – представляете? Заодно поймете, наверное, теперь, почему не все и не у всех молитвы доходчивы до Бога – ну не исполнять же, право, совсем уж глупые, да еще и вредные капризы неразумного дитяти.
То же в полной мере касается и наших усопщих: даже не достигшие возрастания в Духе до рождения свыше своей бессмертной души, но достойные любви и памяти о них горюющих могут быть ВЫМОЛЕНЫ нами у Бога!
Так, минуточку – как это? Вы же только что нам тут толковали про безвозвратность исчезновения личности нерожденных свыше вместе со смертью тела? Так откуда же они опять возьмутся – оживут, штоль?
Не возмущайтесь, все правильно. Вспомните описанную выше аналогию Промысла с кинолентой: все запечатлено в Нем Духом на веки вечные от начала. И пусть жизненная программа пребывания в мире конкретного человека исчерпана и завершена телесной смертью, то есть исчезла с «экрана» бытия – но запись-то его Сущности, оставшейся в прошлом, где-то существует и сохранена Духом в Промысле о прошедших ДЛЯ НАС временах. И что же может помешать Богу, захотевшему услышать и претворить наши молитвы, извлечь ее оттуда по своему желанию вместе с несостоявшейся, неродившейся личностью, которую уже восполнила наша любовь нашим горем и пролитыми слезами по любимом человеке, и возродить к Жизни Вечной не по его достоинству, но по нашей любви к нему? Воистину Любовь сносит все преграды, даже преграду Промысла, который только ЛЮБОВЬ способна изменить с помощью Божией – такова сила Любви и молитвы.
Оговорюсь еще, что по такому же принципу «извлечения» могло бы быть осуществлено Богом и Всеобщее Воскресение, если бы оно Богу зачем-то понадобилось.
И, в заключение, хочу обратить внимание читающих на движущую причину этой и предыдущих публикаций на тему «устройства» земли и Неба — отнюдь не тщеславное желание показать себя знакоком «Тайн Небесных» движет мной, но лишь любопытство: а удастся ли создать непротиворечивую модель наших отношений с Богом, и сохранить в неприкосновенности веру в Него, окончательно и бесповоротно отказавшись от замшелой «библейской парадигмы» еврейской веры в свою «священную» историю, целиком состоящую из наивных сказок древних дикарей разных народов античности, как нашей общей с ними? Именно отрицание мной чужой и чуждой веры в другого «бога», упорно навязываемого евреями христианам и сегодня, как общего «отца небесного» с их родовым языческим богом-яхве, заставляет меня искать и находить другие объяснения. Может, и не всегда получается складно и ладно договорить все до конца: нельзя объять необъятное – но ведь получается же!
Олег Чекрыгин