Найти тему

Автор

Иллюстрация: Артем Скачков
Иллюстрация: Артем Скачков

И я здесь.

Где автора искать,

как не в его поэме?

Я все, что ниже,

собирался

поставить после,

чтоб на книге

написать

«Поэма и стихи»,

но вот, решил иначе.

Пусть за поэта

говорят его

куски шедевров,

мастерпись.

1

Когда вас спросят,

а вас обязательно спросят,

что такое любовь…

Нет, не так.

Так точнее:

«Ты меня любишь?»

Ответите «Да»,

так все отвечают.

Скорее всего, вы солжете.

Все лгут, и это нормально:

страшно ответить иначе.

Насколько б вы стали счастливей,

если б сказали правду?

Ведь ложь и любовь –

где-то там, в идеальном мире, –

несовместные вещи.

Но в нашей рутинной жизни,

где зубы гниют

и есть жировые пятна,

так мало осталось правды.

И лишь однажды,

проснувшись в ночи

на смятой кровати,

рядом с той,

что сердце заставит сжиматься –

от светлой тоски,

от легкой грусти,

от страха потери, –

поймешь: нашел свое место.

И на вопрос о любви

уже не солжешь,

как лгал раньше.

2

Эйнштейн был прав. Он подкрутил

горелку с газом, на которой

Дали сварил часы. Припомни,

как полчаса тянулись в школе:

под злобным взглядом старушонки,

уткнувшись в парту и молясь,

ждал чуда. Жаждал, чтоб минута

мелькнула прочь секундою.

И вот, все позади. И универ,

и школа – лишь воспоминанья.

А ты – такой же, как и был,

мальчишка в папином костюме.

Повыше, да, но не умнее.

Как ускоряют годы время!

Убиты стрелами часов

среда, четверг, и та же участь

постигнет скоро выходной.

Как будто на маршрутке в ночь,

под лязг и с запахом бензина,

куда-то мчишь и целишь взгляд

на жизнь, что бьется за стеклом.

Устало смотришь в отраженье:

такой же точно, как и был, –

старее, да,

но не мудрее.

3

Мне достался хороший номер

с отличным видом на город.

Я пьян. Размышляю о доме,

о том, что могу назвать домом.

Когда мне исполнилось десять,

я жил в родительском доме,

где мама проводит уборку,

а дети не голосуют.

Когда мне исполнилось двадцать,

я жил у своей бабули,

мне некуда было деваться,

и это меня не красит.

Когда мне исполнится тридцать,

я буду на съемной квартире,

где я завел бы собачку,

вот только хозяйка против.

Когда наконец смогу я

открыть дверь своей квартиры,

раздеться под лай собачий

и сесть за свою писанину?

Гостиничный номер – ничейный,

и я в нем свободен, как птица,

могу здесь спокойно напиться

и называть его домом.

4

Мы росли на стихотворениях

Пушкина, Лермонтова, Тютчева

и прочих российских романтиков.

Точнее, на стихотворениях тех,

кого разложили на прокрустовом ложе

рабоче-крестьянской поэтики.

Мы знали, что народ – это хорошо,

а буржуи – плохо. У каждого был отец,

к которому шел за советом кроха.

А потом – ухнуло под откос;

что-то разладилось внутри

большой и страшной машины,

которую покрасили в красный цвет,

но краску подновить забыли.

И все пассажиры третьего класса –

на том маршруте не было класса выше –

прыснули кто куда. Кто успел – соскочили,

остальные – сломали ноги.

Что осталось? Нет ни поезда, ни машиниста.

Только Лермонтов, Пушкин и Тютчев.

Но вот как теперь оценить их,

если система оценок сломана,

погребена под останками

кроваво-красного поезда?

5

Спроси у любого в России:

«Бывал ли ты в Петербурге?»

Ответит: «Бывал, конечно!».

Лицо и осанку оправив,

преобразится вдруг собеседник,

вздохнет по мостам и каналам,

подскажет, где лучшие пышки,

и выплюнет слово «поребрик».

А те, кто учился в школе

на круглые «пять», как впрочем,

и те, кого не ругали

за красные двойки и тройки,

вздохнув и прочистив горло,

по памяти скажет, как Пушкин

в любви признавался граниту.

И в заключение вывод:

«Красивейший город российский,

вот только погода плохая».

Расправит свой зонт и с улыбкой

пойдет, куда шел, осторожно,

ступая расчетливо, скупо,

чтоб в лужу не пасть, поскользнувшись.

6

В который раз –

и снова будто в первый –

идет на суд и беглым взглядом

отраженье жалит. Рукой скользит

по голове, прическу поправляет.

Выходит:

свет, вспышки, многоглазо

следит за каждым жестом

журналист.

Тут бы вспомнить

о Гамлете и о подмостках,

но я, увы, не Пастернак.

Садится.

Аллюром скачет сердце,

в голове – вопросы,

как осы, жалят и жужжат.

Готовые ответы,

как войско, замерли

и ждут отмашки.

Тем так много:

война и санкции,

товары, геи и Европа

и Украина с США.

И что-нибудь каверзное спросит,

наверное, дочка Собчака.

А вместо этого встает немолодая дама

и, глядя волооко, сквозь улыбку,

понизив голос шепчет:

«Вы не одиноки?»

7

Зима засыпала улицы

белым. Вокруг – большие снежинки,

мелом как будто накрошено

всюду. На сердце – легко, и приятно

снег хрустит под ногами.

В эти дни всем хочется чуда,

чтоб было что выпить,

чтоб дали зарплату,

чтоб сократились затраты

и увеличилась прибыль.

А он идет, чуть поддатый, –

иначе ведь трудно согреться, –

от тяжести ноши горбатый,

краями квадратных коробок

изжаленный. Хмуро

глядит исподлобья

на мимо спешащих детишек.

Праздник – для всех,

и всех ждут подарки.

Но кто положит под елку

подарок для Деда Мороза?

8

Бывают дни, когда тебе кажется,

что все поломалось, испортилось,

нервы дрожат, как струны гитарные,

и мир вокруг – цвета и вкуса плесени.

Идешь такой, сгорбился, сжался,

спрятал голову в плечи сутулые,

живот отпустил, дал ему свободу округлую,

не человек – крючок вопросительный.

Дома ископаемые, серые, мертвые,

трещинами запаутиненные,

и небо – такое же серое-серое,

как будто кто-то напился красками.

Сбегаешь от мира в метро,

в подземелье с тысячью узников,

мечтаешь поехать в Отрадное,

но поезд идет до Владыкино.

9

В неверном свете монитора

усталый ввинчиваю взгляд

в чужие фото. Много раз

уже их видел – как родные,

как будто сам там побывал,

как если бы она просила,

вручила бы с улыбкой телефон,

и отошла в глубь кадра,

волосы поправив,

отставив ножку,

вся увлекшись тем,

чтоб навсегда остаться

красоткой

в этом кадре,

который никому не нужен,

который нужен только мне.

Вожу курсором, кликаю

и кликаю я снова,

и если б клики оставляли след,

то фото были бы протерты,

посередине – круглое ничто,

как лоб расшибленный

у дурака,

которого отправили

молиться богу.

Жду, что напишет,

мечется мой взгляд

с часов на время,

когда она

в сети

была последний раз.

Вдруг соберутся пикселы

в зеленый круг.

Не выдержав,

я сам пишу

«Привет!»

и жду,

и жду,

и сердце замирает.

Ответа нет.

А на экране надпись:

«Была в сети

в три двадцать пять».

10

[Текст ниже,

«Хлеб и кровь», –

победитель конкурса на тему

«Человек и власть».

Условие –

не более 70 строк.

Нам обещали сборник.

Не срослось.]

1. Темно на кухне. Я сижу

2. один. Стол – в крошках. Мой стакан

3. наполовину пуст. К ножу

4. тянусь – нарезать хлеб. Роман

5. ношу в себе, и потому

6. все мысли – далеко. Вдруг – резь:

7. ножом ткнул сам себя. Зажму

8. я только рану и…

Тут весь

9. мой замысел летит к чертям.

10. Кому охота про любовь

11. читать в который раз? Страстям

12. не место там, где хлеб и кровь.

13. В романе будет два пласта,

14. два времени и два героя,

15. два выбора. Все неспроста,

16. тут намекну, там не раскрою.

17. Часть – в наше время, здесь, в России;

18. Герой (I) – чиновник, он – закон;

19. он любит (1) мать, (2) жену , (3) свой синий

20. «Фольксваген Жук» и (4) самогон.

21. Он неплохой, немного грустный,

22. он искренний и безыскусный,

23. с большою русскою душой –

24. типаж знакомый и родной.

25. Он медленно, но верно гасит

26. кредит за «Жук» и ждет, когда

27. настанет день, чтоб без труда

28. ловилась рыбка. Скажем, Вася

29. героя нашего зовут.

30. Так он живет, года идут.

31. Теперь приходит время драмы:

32. Василий должен осудить

33. парнишку, что едва от мамы

34. уста отъял. Препроводить

35. в тюрьму беднягу? Или в дар

36. условный срок ему? Эльдар

37. вину не признает, молчит.

38. Он, впрочем, мало говорит.

39. Он шел за хлебом, и тут вдруг –

40. шум, гам, многоголосый хор –

41. толпа пересекала двор,

42. и в ней – Эльдаров лучший друг.

43. – Куда?

– На митинг! Давай с нами! –

44. вращал друг бешено глазами

45. и призывал убить царя.

46. Эльдар молчал. Аполитичным

47. всегда считал он сам себя

48. и другу намекал тактично,

49. что так вот говорить нельзя…

50. Но с другом он пошел – и зря.

51. Когда толпа вдруг разъярилась

52. и бестолково покатилась,

53. ударив тушей о заслон,

54. Эльдар был в самом центре бучи.

55. Его забрали со всей кучей.

56. Забота Васи теперь он.

57. Второй герой (II) – Пилат, все то же,

58. Масштаб пошире только. Боже!..

59. Отсылки к образу Христа –

60. избитый и дешевый трюк,

61. но совесть у меня чиста –

62. в отличие от мятых брюк.

63. На кухне грязно. Часто здесь

64. я философствую о Боге –

65. таков уж каждый русский есть,

66. но кухни вытесняют блоги…

67. Ну все, я наболтался всласть.

68. Кончаю дерзко, начал строго.

69. А что же «Человек и власть»?

70. А то, что власть – она от Бога.

11

Жизнь наша как кошмарный сон

длиною в жизнь, а наша смерть

есть перемена снов. Нейлон,

что обвивает ножку, плеть,

что умерщвляет плоть, – мотив.

Из жизни в жизнь, из плоти в плоть

Одно и то же. Полюбив,

мы ускоряем смерть. И впредь

оступимся мы снова

на том же месте. Может быть,

не быть – ответ. Не ново,

но ведь не быть нельзя любить...

12

На сцене – четыре Христа,

Обнявшись, танцуют канкан.

Здесь каждый сошедший с креста

Опять попадает в капкан.

Не первую тысячу лет

Звучит здесь веселый мотив.

В нем – крики бесславных побед

И шепот увядших олив.

Здесь зрители в масках кричат:

«Спаси нас! О Боже! Спаси!»

В углу спит усталый прелат,

Бормочет: «…verdad es asi».

Здесь клятвы – пустые слова,

За душу дают адамант,

Предтечи Христа голова

Здесь стоит от силы кодрант.

Здесь прячется Локи-карась,

Резвится в поту и крови,

Что Боги пролили, смеясь,

Танцуя под буквою V.

Опять кто-то выключил свет.

Аншлаг. Не видать ни черта.

Здесь целых две тысячи лет

Танцуют четыре Христа.

13

Сижу у стойки. Гаснет свет.

Смотрю на сцену. Пью глинтвейн.

Я жду ответ. Ответа нет,

И всюду только: «Nicht verstehen».

На сцене пляшет толстый шут,

Плюется словом «Холокост».

Я жду, когда его убьют,

А кровь озолотит помост.

И вот усатый властелин

Стреляет в спину толстяку.

Теперь на сцене он один.

Все аплодируют ему.

Но поскользнулся он. Упал.

И утонул в чужой крови.

Смеется и ликует зал:

Опять сменяются вожди.

Мне не смешно. Меня тошнит

Не заплатив, я ухожу.

От чехарды меня мутит.

Ответов нет. Я подожду.

14

Опять разбитые часы

Возобновили глупый бег,

На стрелках – капельки росы,

И в каждой капле – человек.

Опять рождались в пустоте

И выдавали плоть за твердь.

Опять распяли на кресте

Безвинно принявшего смерть.

Опять играли на трубе,

Смеялись, славя смерть богов,

Опять в бессмысленной борьбе

Придумали себе врагов.

Опять разрушили свой мир.

Застыли стрелки на часах.

Опять замолкло пенье лир,

Погасли звезды в небесах.

Распятый снова даст нам шанс.

Сожмется время в вихре роз,

И во вселенский диссонанс

Вольется звон небесных слез.

И снова в капельках росы

Родится новый человек.

И вновь разбитые часы

Возобновят свой глупый бег.

15

Бредет по дороге

избитый Христос.

Путь, избранный Богом, –

путь крови и слез.

Согнувшись под ношей

всех наших грехов,

Бредет по дороге,

среди дураков.

К Голгофе путь держит.

И там Он умрет.

На вечные муки

себя обречет.

Страдает Сын Бога

две тысячи лет.

Грехи искупает,

но им счета нет.

Текут из глаз слезы.

В глазах – небеса.

Сорвал Он свой голос.

Он – скрип колеса.

Увы, Он не сбросит

груз наших грехов:

Бредет в бесконечность

Среди дураков.

16

В разбитом зеркале смеется надо мной

Какой-то странный сероглазый незнакомец.

Смеется, дразнит он, кивает головой

И тихо говорит, что я – его питомец.

Он говорит, что раз он приручил меня,

То за дела мои один лишь он в ответе.

И, воя, мечется в осколках он, виня,

Провозглашая приговоры всем на свете.

Он говорит, что в мире лжи не лжет глупец,

Не расточает патоку лишь слабоумный,

Карьеру делает лишь многословный льстец,

Корыстный соблазнитель, жесткий, хитроумный.

Он перекрасил небо в темно-красный цвет,

Засыпал зеркалами дом и всю округу.

Кричит из каждого окна: спасенья нет,

Мое движенье превратил он в бег по кругу.

Так и живу. Крича, мечусь среди зеркал.

Слабею. Кажется, что нет нигде спасенья.

Повсюду – серые глаза, немой оскал.

А я кричу его слова – до исступленья.

17

Вы знали, перед ликом фактов

любой теряется из нас?

Вот так случаются инфаркты,

а также петли с мылом. Раз

бездумно сделал ставку. Слышал,

как подсказал крупье. Едва

стола коснулись кости, понял:

на удочку попался. Два

метафору раскроют слова:

зеро здесь – маска факта, при

мечте – замене ставки. Снова

все просто, будто «Раз, два, три».

18

Я знаю: время стало странным,

пространство сжалось. Никого

вокруг нас нет. Густым туманом

скрыт город. Кажется, его

намеренно от нас укрыли,

чтоб не мешал. Лишь алкоголь

туманит взгляд и дарит крылья,

как ты. Мне колокольный бой

служил подсказкой: очень глупо

бежать от самого себя.

Пусть время странное, но скупо

оно. Как, впрочем, и всегда.

Мне жаль: секунда-вечность длится

одну секунду. Человек

себя утешить может: спицей

кружит он в колесе вовек.

И если так и есть, я жажду,

чтоб вечно повторялся день,

что я провел с тобой. Неважно,

какой из них. И вместе с тем:

ценнее первый, в нем - загадка.

19

Дитя шагает неумело

К веселой пропасти стиха.

И, по пути лишаясь тела,

Уж благочестье от греха

Оно в сомненьях отделяет.

И страхом полнится душа:

Навек покой она теряет.

Бродить по миру, не спеша,

Смотреть на свет глазами ночи,

И блеском солнце затмевать -

И нет к стихам пути короче.

И стоит ли его искать?

Следующая глава >>

<< Предыдущая глава

К оглавлению