Две с половиной тысячи лет мыслящая часть человечества задавалась вопросом свободы воли. Начиная с Лао-цзы на Востоке и досократиков на Западе каждый вошедший в историю философ предлагал свои радикальные концепции, развивал существующие, работа не прекращалась ни на день. Удивительно то, что средневековые патристики и схоластики, воспринимающие мироздание через призму Писания, тоже имели что сказать по этому вопросу.
Далее Возрождение, Новое Время, Просвещение...Ломались копья, выпускались опровержения, опровержения опровержений. Если скомпилировать все выпущенные работы только на эту тему, жизни людской не хватит, чтоб их осилить.
Громоздкие философские конструкты, выстроенные на основе логики Аристотеля , пошатнули психологи конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Опыты, наблюдения, прорывные концепции, но все равно чего-то не хватало.
Вопрос закрыли биологи, с середины двадцатого века собирающие данные о человеке, как молекулярный пазл. Нервная система, гормональная система, генетика. Вы голодны, вы замерзли, вы ели сладкое, среди ваших предков были кочевники? - любой из перечисленных факторов напрямую влияет на поведение, но почему-то с ними легко смириться, т.к. они не затрагивают самость. Они все как бы внутри и являются шестеренками механизма принятия решения. Мы не можем полететь, если захотим, не можем поднять дом или отрастить дополнительную ногу, это вне наших возможностей. Физиологические факторы задают лишь правила игры - механику и ограничения.
Токсоплазма - это крохотный паразит, имеющий причудливый жизненный цикл. Единственное место, где он может размножаться - кошачий кишечник. Так получилось, что содержимое кишечника иногда выходит во внешний мир, а так как в природе все служит пищей для всего, кошачьи экскременты съедаются. Обычно грызунами. Тем не менее, для того, чтобы устроить групповушку дать потомство, основной эволюционной задачей токсоплазмы является снова попасть в кошачий кишечник. И тут начинается самое интересное - токсоплазма проникает в мозг грызуна и удаляет страх перед кошачьим запахом. А это один из основных аспектов инстинкта самосохранения.
Если лабораторной крысе, никогда не видевшей кошки, прыснуть в клетку каплю кошачьей мочи, крыса забьется в противоположный угол. Но если этой же крысе скормить зараженный токсоплазмой корм, страх пропадает, а некоторым особям запах кошки даже начинает нравится. В дикой природе это обеспечивает эффективное попадание токсоплазмы обратно в кошачий кишечник и все начинается заново.
Также проводились исследования с шимпанзе и крупными кошачьими - реакция аналогична. У людей, зараженных токсоплазмой проявляется растормаживание психики. Они более склонны к риску, более импульсивны, зачастую токсоплазм находят у разбившихся лихачей. В России заражены порядка 20% населения, до 50% - на планете.
Если шокированы, погладьте котика, если хотите (или думаете, что хотите), и постарайтесь не думать о том, с каким количеством маленьких соседей вы еще не знакомы. Возможно они просто не хотят, чтобы вы о них знали.