А вот моя заметка: 4 факта, доказывающие, что Гагарин был нормальным мужчиной, а не памятником. И его полет — настоящий подвиг.
1. Дрался
Саратов, 1952 год. Толпа молодых людей идет на толпу, горожане разбегаются в стороны. 17-летний студент Саратовского индустриального техникума, будущий литейщик-технолог, орудует ремнем, пряжкой нанося отметины на лица противника. Побоища в переулках, схватки на пустырях — обычные вещи в послевоенном СССР. Дрались район на район, второкурсники с первокурсниками, деревенские с городскими. “А “индустрики” славились драками в Саратове и даже за его пределами.
Когда начиналась где-то схватка, из общежития на выручку выбегали все студенты, в том числе и Гагарин”, — вспоминал один из сокурсников первого космонавта.
2. Не справлялся с учебой
Гарнизон Ветелки, аэродром Оренбургского военного авиационного училища, 1956 год. Тот, о ком через шесть лет восторженно запоют газеты, понуро бредет по летному полю. Все курсанты, кроме Гагарина, уже освоили МиГ-15 и вылетают в небо самостоятельно.
А 21-летнему Юрию самолет не дается, раз за разом он совершает ошибки. Одна из самых критических — “высокое выравнивание профиля посадки”. Это бывает с невысокими летчиками — от того, что они слишком низко сидят в самолете (рост Гагарина — 162 см).
“Три раза я тестировал Юру, и три раза он не мог сам посадить самолет”, — вспоминал его преподаватель Иван Полшков. Документы на отчисление из училища уже отправлены командиру полка, но Гагарин умолил инструкторов дать ему последний шанс. Подложив под сиденье подушку и крепко натренировавшись, он все же сажает самолет на землю.
3. Попер на “авось”
Кто-то сформулирует вежливее — мол, Гагарин “решился на риск”. По-любому он типично “наш человек”: ввязался в опасную историю, надеясь, что “пронесет”. СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить в космос человека. “Восток” вообще изначально не был предназначен для пилотируемых полетов. Это была копия разведывательного комплекса “Зенит-2”: чтобы впихнуть кресло с Гагариным, оттуда просто убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Буквально за сутки до старта выяснилось, что суммарный вес корабля и Гагарина в скафандре на 14 кг больше положенного. Что сделали советские инженеры? Да просто срезали кабели и датчики, которые посчитали необязательными (с чем связывают многие последующие проблемы в полете).
А за час до старта выяснилось, что люк “Востока-1” закрывается неплотно, виновник — неисправный контакт. За считанные секунды космический корабль разбирают вручную, словно жигули: контакт на месте, сигнал верный.
4. Чудом выжил
Из-за нештатного срабатывания третьей ступени “Восток-1” вылетел на орбиту, которая была на 100 км выше расчетной; если бы тормозная система не сработала (а резервной на корабле не было), сход с такой высоты с помощью “аэродинамического торможения” мог занять не 5–7 дней, как рассчитывало руководство полета, а 20-50. Гагарин бы просто умер в космосе без воздуха и пищи. Тормоза, слава богу, сработали, но не на 100% хорошо: автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков, так что 10 минут перед входом в атмосферу “Восток” беспорядочно вращался со скоростью 1 об/сек.
“...Сцепив зубы и закрыв глаза, я подумал — “будь что будет...”, — позже напишет Гагарин в докладе (ближе к земле корабль развалился сам).
На высоте 7000 м Юрий катапультировался, но воздух в шлем не поступал — что-то там пережало парашютными стропами. Целых шесть минут, болтаясь в воздухе, первый космонавт боролся с одеждой — и, наконец, задышал. Герой! Но не железный, конечно. В момент, когда он говорил свое “Поехали”, его сердце выдавало 150 ударов в минуту. Ничего, справился.
Специально для Men's Health Russia.
Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации! Присылайте свои истории на zoanton@yandex.ru