После публикации первой статьи о выборе спиннинга, где я с коллегами-представителями разных брендов обсуждали вопросы ценообразования, в поисках ответа на главный: где же начинаются «понты»; я получил ряд вопросов, которые заставили меня крепко призадуматься над ответом. Хотя сам вопрос до безобразия простой: где мне купить спиннинг!?
Действительно, мы очень много рассуждаем на тему того, каким он должен быть, каким характеристикам соответствовать в зависимости от заданных условий ловли. Частенько даже «подкладывая» конкретные примеры, подталкивая читателя к прямому действию. Скажу больше, сегодня сложилась такая ситуация, и упомянутая ранее статья стала самым наглядным тому подтверждением, что аудитория в своей значительной части требует готовых решений. А не пищи для размышлений. И адрес «правильного» магазина тут где-то в первой тройке ожидаемых ответов.
Впрочем, есть и оборотная сторона медали. Любое прямое упоминание магазина или бренда тут же встречает агрессивный отклик: реклама, в унисон кричат комментаторы. Правда ни один не может толком объяснить на основе чего сделан такой вывод и как можно рассказать о предмете, без его упоминания. Но это всё лирика и побочные эффекты.
Опираясь на свой опыт, знания и представления попробую дать несколько практических советов, как найти «правильное место» для покупки спиннинга. Да и не только. По пунктам.
Особенности ритейла.
Первое на что я хочу обратить внимание, так это на то, что в нашей стране в принципе нет рыболовных гипермаркетов. Подобных BassProShop или Cabelas в США. Поэтому искать магазин, где был бы предложен полный перечень всего из того, что есть на рынке – не стоит.
Обратная сторона – клубные и специализированные магазины. Т.е., те что работают в каком-то узком направлении или представляет интересы конкретного бренда. Нечто подобное можно найти в нашей стране, но далеко не по всем ТМ. Например, в Питере я могу назвать подобный store – ArtCustomRods, чья специализация это спиннинги сделанные на бланках NorthForkComposites, а именно EDGE Rods или упомянутый ACR. Все прочие в той или иной степени «мультибрендовые». А так же отдел Shimano-store. Впрочем, во втором случае это не отдельный магазин, а брендовый отдел внутри мультибрендового магазина. Такое частенько встречается в других сферах. Будь то бытовая техника или одежда.
Впрочем, «мультибрендовость» эта очень условная. Поскольку практически каждый более-менее значимый магазин сегодня имеет в активе какой-то «свой» бренд. Например, для сети «Рыболов-Профи» - это Stinger, для РыбачОК – Forsage. И так практически с каждым. Небольшие магазинчики вообще не ведут какой-то чёткой и выраженной позиции по брендам. Предпочитая торговать тем, что максимально выгодно им.
Проще говоря, даже с точки зрения предложения очень сложно найти место, где в одном помещении можно было сразу сравнить модели разных производителей. Добавим сюда и политику самого магазина. Продавцы по умолчанию будут акцентировать внимание на «профильном» для конкретного магазина бренде.
С чего начать поиск?
Здесь может быть несколько путей и подходов. Многое зависит от задачи, бюджета и требовательности. Чем ниже требования, тем меньше стоит «заморачиваться» по этому поводу. Хорошо, если вы точно знаете, что ищите. Какие требования, технические параметры предъявляете. Возможно, даже знаете и конкретную модель. В последнем случае остаётся лишь найти место, где интересующий вас спиннинг продаётся по наиболее выгодной цене.
В случае более ответственного подхода и скрупулезного изучения, я бы рекомендовал первым делом сузить круг до нескольких моделей, которые отвечают основным критериям: укладываются в выделенный бюджет; отвечают ТТХ для ваших условий; нравятся внешне. Выбор вслепую – высокая вероятность покупки «кота в мешке». Не зря в лексиконе рыболовов популярно выражение: лёг в руку. Спиннинг нужно почувствовать. И даже если все параметры совпали, взяв в руки бланк, может возникнуть ощущение дискомфорта. Это не ваша модель.
Итак, выделив 3-4-5-6 моделей разных производителей, следующим шагом я бы рекомендовал знакомиться с каждым из них в магазине, для которого выбранный бренд является профильным или он к нему достаточно лоялен. Выяснить это не сложно. Достаточно зайти на сайт интересующего бренда и отыскать в разделе «магазины» удобный адрес. При первичном сравнении постараться отфильтровывать сторонние мнения и советы, опираясь лишь на собственные ощущения, чувства и эмоции. Чем больше опыт в рыбалке, тем точнее и острее вы будите чувствовать спиннинг, понимать подходит он вам или нет.
Первый такой осмотр позволит отсеять всё лишнее, а возможно сразу выделит тот, что понравится больше всего. Рекомендую так же, определив бюджет, не делать его слишком жёстким. Оставляя хотя бы минимальную «вилку», в пределах которой и делать выбор. Т.е. не 10к, а 9-11. Не стараясь найти что-то более выгодное или наоборот дорогое. Именно эмоции и чувства, а не цена должны превалировать в выборе, а они могут быть, как на стороне менее, так и более дорого спиннинга.
Продавец-наставник.
На этот счёт существует много штампов, мемов и иных рассуждений. В целом существует устойчивое мнение, что продавец в рыболовном магазине: а) всегда стремиться «впарить» то, что выгодно ему. б) не особо компетентен в рыбалке, т.к. не имеет достаточного опыта.
Разумеется, такие примеры имеют место и их не мало, но всё же говорить в подобном ключе обо всех я бы точно не стал. В том числе и потому, что лично моё вхождение в мир серьёзной рыбалки случилось благодаря общению с продавцом консультантом, рыболовного магазина. К сожалению, сегодня тот магазин давно закрыт, а продавец несколько лет назад умер.
Так или иначе, но выбор по совету продавца вполне рабочая схема. Но очень важно, чтобы этот продавец был вам ментально близок. Вы должны говорить на одном языке, быть схожих рыболовных предпочтений. Т.е., если вы обсуждаете выбор УЛ спиннинга для ловли ручьевой форели с продавцом, увлечённым ловлей щуки на джерки… едва ли это можно назвать разговором на одном языке.
Посему я бы рекомендовал, прежде чем озадачить продавца своим главным вопросом, сперва «прощупать» почву и понять, кто перед вами. Где он ловит, что он ловит, как часто. Насколько в теме по интересующей именно вас рыбалке. И если эта связь будет установлена, уверяю, что все «маркетинговые штучки» отойдут на второй план. Рыбалка в значительной степени построена на общении единомышленников.
Глупо приходить в специализированный магазин по нахлысту, вроде Farlows и искать помощи в подборе снастей даже для спиннинговой ловли. За упоминания «троллинга» вас тут же предадут анафеме. Я, конечно, преувеличиваю, но понимать с кем и о чём вы говорите – чрезвычайно важно!
Магазин-клуб.
Ещё один вид рыболовного ритейла, который я бы рекомендовал. Сегодня некоторые компании занимаются не только продажей снастей, но и организацией рыбалки. Зачастую довольно серьёзные и дорогие туры. И уже сложно найти границу, где заканчивается магазин и начинается туризм.
С позиции покупателя это ценно по двум причинам. Во-первых, в таких местах работают люди очень тесно связанные с практикой ловли. Причём на самом серьёзном уровне. Не обязательно человек стоящий перед вами сам проводит на воде очень много времени, но «фидбек» и статистика у него достаточно точная. Объяснение здесь простое. Если вы собираете команду единомышлинников; которые платят вам гораздо большие деньги, чем стоит самый дорогой спиннинг или катушка; вероятно сами сопровождаете их в этой поездке –для вас, как владельца бизнеса, крайне важно, чтобы все снасти были максимально подходящими для предстоящей рыбалки.
В качестве конкретных примеров я могу упомянуть хорошо знакомых мне «Prostor-Fish» в Питере. Эта компания и магазин специализируется на морской (в основном северной) рыбалке. И подбор снастей, опыт, знания и квалификация персонала соответствующие. Следовательно, если вы подбираете снасти для рыбалки в Норвегии, разумно обращаться к тем, кто специализируется на такой рыбалке; а не имеет в числе прочих снастей и морские.
Другой пример - магазин «Рыбалка-777» в Москве, чья основная специализация вовсе не продажа снастей или приманок, а организация рыболовных туров за трофейной рыбой. Прежде всего, тайменем. Соответственно, всё, что касается темы экспедиционной рыбалки, ловли лососёвых, ловли крупной рыбы, включая и подборку снастей в магазине – собрано в соответствии с этим.
Это примеры тех, кого я знаю лично, но вы вполне можете найти и кого-то, кто более близок вам, вашему стилю ловли.
Покупка в интернет-магазине.
Очень сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, было бы нелепо убеждать кого-то совершать покупку в обычном магазине, если он может сделать это, не выходя из дома; да ещё и сэкономив приличную сумму денег. Сегодня, когда экономия один из важных трендов - это особенно важно.
С другой стороны, покупка спиннинга вслепую, на мой взгляд, крайне опрометчивое дело. По крайней мере, если вы не знаете, что хотите. Можно купить спиннинг в интернет-магазине, если вы точно знаете, какая модель вам по душе. Но понять это можно лишь подержав его в руках. И, конечно, если практическое представление получено в магазине «реальном», после совершать покупку в магазине виртуальном… ну как-то не совсем справедливо, на мой взгляд. Впрочем, в традициях наших граждан совершенно не ценить не то, что чужое, но даже своё собственное время. В том числе, не ценить и получаемую информацию.
Словом, тут каждый пусть сам решает, как поступить!
В завершении. Тут я хочу вернуться к началу этой статьи, разговору о том, что большинство конкретных рекомендаций воспринимается, как исключительная реклама. Прежде всего, реклама сама по себе, даже если она достаточно агрессивная – это вовсе не плохо. До тех пор, пока она не вводит в заблуждение. Из рекламы и благодаря ней мы получаем информацию о новинках.
Вместе с тем очень важно уметь отсеивать лишнее, понимать, что твоё мнение и ощущение вполне может не совпадать с чужим. И это не значит, что кто-то из вас не прав. Не прав будет тот, кто обвинит в неправоте второго. Как пример: длина спиннинга для ловли форели на речках. Один будет утверждать, что она «должна» быть не более 1.8м, другой 2.1м! Кто прав? Так во всём. Важно уметь слушать, принимать информацию, фильтровать её и делать свои выводы.
Разумеется, я не могу дать общий ответ на вопрос: «где купить спиннинг». Подходящий для всех! Лично для меня выбор магазина строится по двум принципам: его близость к интересующему меня бренду. Т.к. считаю, что в этом случае вы получаете более честное отношение. Вы точно знаете, что вам предложат товар конкретной ТМ, а не «подложат» под видом доброго совета, то, что нужно продать. Об этой схеме есть отличный фильм, рассказывающий, как устроена продажа бытовой техники и электроники в гипермаркетах, вроде МВИДЕО. Вам кажется, что у вас огромный выбор, но это иллюзия!
И ментальная близость с продавцами. Так, чтобы заходя внутрь мне, было с кем и о чём поговорить. Даже, если я не планирую делать покупки.
Всё остальное дело опыта.
В комментариях я буду рад увидеть ваши советы и рекомендации, где и почему вы совершаете покупки, что наиболее важно лично для вас.
Лайки, репосты - особая благодарность от меня, это действительно ценно!
Дмитрий Матвеев | YouTube.com/ItodorTV
фото из архивов автора (с)