Найти тему
Sufferineve

Первое впечатление от Дзена

Оглавление
Мама, я блогер!
Мама, я блогер!

Я не являюсь ни профессиональным автором, ни возжелавшим "легких" денег блогером (хотя было бы неплохо). У меня просто есть некоторая потребность печатать тексты в любом виде - от классической статьи до язвительных комментариев в чате. А еще у меня аддикция от всевозможных вариантов статистики - цифры, проценты, графики и вот это все. И хотя в моем случае эти цифры достаточно смешные и их размеры не позволяют искать всякие статистические значимости, тем не менее это уже что-то. Как итог - простым написанием своих мыслей в интернете я закрываю сразу две свои потребности.

До Дзена

Все оформилось в то, что можно охарактеризовать словом "автор" почти десять лет назад - я стал писать посты значительно объемнее среднестатистических на игровом форуме. Через некоторое время произошло некоторое событие и я покинул форум, параллельно с этим подыскивая себе площадку под "писательство" и в конечном счете остановился на Blogger от Google. Многие (речь только об контент-мейкерах) из моего окружения на тот момент пользовались или им или имели собственный сайт. А так как платить за то, чтобы иметь возможность транслировать мысли не хотелось, то я и остановился на первом варианте.

Базовая статистика
Базовая статистика

Но изначально этот блог подавался именно как "блог ушедшего с форума", то есть был несколько прилеплен к конкретной аудитории и тематике. И хотя я несколько раз разбавлял содержание всякими личными переживаниями, все же внутри чувствовал некоторое неуважение к читателям, которые пришли туда узнать информацию по теме. А с материалами по теме день ото дня становилось все хуже, так как тема меня уже не интересовала так, как раньше.

И в конечном счете я пришел к тому, что для продолжения фонтанирования своих мыслей надо поискать новую площадку. Сначала я попробовал Twitter, но 280 символов это просто смешно (а раньше там вообще было 140, бедняги) - просто чтоб уместиться в этот "микроболог" я тратил времени больше, чем на печать всего этого параграфа. Да и, судя по трендовым запросам, основная аудитория Twitter (как минимум русского) это девочки четырнадцати лет, куда меня тоже не тянет.

Как итог - решил обратить свой взор на Яндекс.Дзен. Текстовая платформа с автоматической выдачей материала, изначально заточенная на русскую аудиторию и русскоязычных авторов - ну вроде все прекрасно.

Blogger vs Zen.Yandex

Я написал в самом начале об аддикции к статистике, поэтому основной упор статьи уйдет именно в эту часть. С точки зрения удобства формирования текста и прочих технических "авторских" вещей я расскажу в конце.

Первая платформа выдает в распоряжение целый поддомен, который можно в разумных пределах модифицировать, в том числе выдается информация о просмотрах и прочей активности.

Краткая сводка, каждый подпункт можно раскрыть и получить большее количество выбранных элементов и задавать диапазоны выборки
Краткая сводка, каждый подпункт можно раскрыть и получить большее количество выбранных элементов и задавать диапазоны выборки

И это выглядит неплохо, учитывая, что никуда не надо лазить и подключать, просто пиши и смотри на цифры.

Если все-таки захочется что-то подключить, то есть Google.Analytics - еще больше всевозможной информации, графиков и, буквально, поминутный мониторинг активности. И что самое для меня важное - подключить к сайту можно без опыта работы с метриками, по крайней мере к Blogger.

Круто и бесполезно (для меня)
Круто и бесполезно (для меня)

В отличии от Яндекс.Метрика, которая является аналогом, вероятно предоставляя аналогичные функции, но как заставить ее работать с моим блогом - я так и не понял. Безусловно, я не особо был мотивирован в успехе и прекратил попытки практически сразу же - тем более, что Дзен изначально нигде не дает работать в HTML, а вставлять счетчик предлагается именно туда. Поэтому у меня в распоряжении достаточно скудный набор, пусть и частично новых, цифр.

Шла первая неделя пользования
Шла первая неделя пользования

Можно вручную через Excel попробовать выгрузить данные по статьям и экспериментально искать золотые жилы, используя CTR, такого показателя Blogger уже не имеет, внутри платформы между блогами вообще перемещаться можно исключительно через случайную выборку.

Уникальные "дочитывания" тоже интересный показатель, и хотя лишь его существование уже ставит любителей лонгридов в худшие условия против тех, кто пишет сотнями символов (на его основе и генерируется выдача, больше "дочитываний" - больше выдача, меньше текста - дочитывать и нечего, показатель 100%), тем не менее если гнаться за саморазвитием и качеством, то вполне можно определять свои проблемы с текстам.

И все?

Да. Больше (ну и по каждой отдельной статье то же самое) доступной изначально статистики нет, единственный график и тот по аудитории/подписчикам, что не очень интересно для меня.

Я понимаю, что сравнение платформ не совсем корректно, все таки Дзен это скорее сервис, нежели классический сайт, соответственно он и статистику дает соответственную - клики, CTR и прочтения. Но хотелось бы хотя бы аудиторию видеть, какие-нибудь выдачи по тегам и похожие поисковые данные. Я не знаю, может это все заботливо убрано в Яндекс.Метрику, но добраться туда оказалось непосильной задачей.

Карма

Топ 4% между прочим!
Топ 4% между прочим!

Ах да, конечно. Есть еще Карма. Если почитать сводку самого Яндекса и обзоры иных авторов, то окажется, что это просто визуализация в вакууме (с плюшкой). На выдачу прямо не влияет, формулировка показателей максимально размытая и интереса с точки зрения статистики не представляет. Но за высокие ее значения начисляют бонусную выдачу, а значит косвенное влияние на статистику все-таки есть.

Кроме того, Карма дает старт соревновательности - как можно заметить, на основе Кармы вычисляется место среди авторов. А это еще одна психологическая уловка, заставляющая на нее смотреть.

Двести пятьдесят тысяч каналов, нашедших в себе силы создать три публикации (хотя допускаю возможность троекратного создания текста Hello World). Впечатляет. А есть еще каналы, ушедшие в Мастера, наверняка так же исчисляемые тысячами.

Общие впечатления от пользования

Честно - хуже, чем на предыдущей платформе.

Серьезных инструментов редактирования текста нет, разделения на редактирование/предпросмотр нет (в итоге печатаешь маленьким столбиком по центру экрана и текст через полтысячи символов выше уже не виден), нормального ранжирования по порядку тоже нет. Понимаю, что многие набирают текст в Word, а потом уже немного редактируют его на самой платформе, но мне так не удобно. Вставить картинку на обложку без использования ее в тексте нельзя, вставленные же в текст картинки явно кто-то урезает в качестве и менять их форматирование тоже нельзя. Как будет выглядеть картинка на превью в итоге - не понятно, в тексте одно, в редакторе другое, а в ленте вообще третье. А ведь картинка на подобном сервисе - половина успеха.

Все, пользуйся
Все, пользуйся

Настройка канала тоже оставляет желать лучшего - интуитивность потеряна, функциональности вообще не привезли. И да, я помню, рекомендательный сервис бла-бла-бла. Но все-таки уже много лет платформе, неужели я первый испытываю некоторую необходимость в таких функциях.

Важнейшая функция по удалению форматирования даже есть и никаких проблем с кривым копированием
Важнейшая функция по удалению форматирования даже есть и никаких проблем с кривым копированием

Кроме того, есть вопросы к попаданию в статью "извне". Я не SEO-специалист и многого не понимаю, но есть подозрение на выборочное отсутствие индексации Дзена поисковиками. Я специально проверял - одна из статей, первоначально написанная на Дзене, никак не находилась в поиске, меня это смутило и я разместил ее и в Blogger'e через несколько дней. Спустя немного времени эта статья уже отобразилась со ссылкой на Blogger, без каких-либо намеков на оригинальную статью Дзена.

Или просто руки растут не оттуда и все вышеперечисленное надо просто найти? Продолжу свое наблюдение, тем более, что в первую очередь мне нужно просто писать, а уж все эти дополнения это малозначимые вещи на самом деле.