В Советской Армии автор этих строк отслужил три года. От звонка до звонка. И хорошо таки усвоил армейские принципы. Один из них – не рассуждать! И это правильно: приказы надо выполнять, не теряя времени на рассуждения.
Но мы не в армии, поэтому будем и рассуждать, и обсуждать. Например, статью 49 ГПК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.
Корни этой нормы уходят в Римское право, - поясняет Владимир С. - На нём и основывается отечественная правовая система. А в Древнем Риме правом толковать законы были наделены исключительно специалисты, т. е. юристы.
Это делалось, разумеется, не для поражения в правах бедных. Это было необходимо для сепарации профанов. А ведь есть и мошенники. Они за свои сомнительные услуги берут серьёзные деньги.
Логика законодателя, впрочем, понятна: практикуешь в области права? Будь добр, получи профильное образование. Кстати, в США тем, кто осуществляет юридическую практику, не имея профильного без образования, дают реальный срок…
Вернёмся к статье 49 ГПК РФ. Согласно п. 2 этой статьи представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Другое исключение предусмотрено в ст. 51 ГПК РФ: судьи, следователи и прокуроры не могут быть представителями в суде, если только они не участвуют в процессе, будучи представителями соответствующих органов или законных представителей.
А теперь обратимся к нормальной человеческой логике: у потребителя юридических услуг, казалось бы, есть право выбрать судебного представителя на свой вкус. Благо, такой выбор относится к сфере публичного права, на которое распространяется принцип «разрешено все, что не запрещено законом».
Законодатель считает, что представлять интересы стороны в суде должны лица с высшим юридическим образованием? Ну, что же, дай Бог каждому представителю иметь такое образование. Но прямо запрещено представлять интересы стороны в суде только определённым категориям лиц. Это, напомню, судьи, следователи и прокуроры.
На прочих этот запрет не распространяется. Например, на автора этих строк – руководителя регионального (Татарстан) правозащитного центра, имеющего более чем полувековую юридическую практику...
Вопрос с представителе возник в связи с обращением в общественную приёмную центра, действующую при поддержке газеты «Честное Слово. Казань») родителей Тимура Т., мама которого не работает, а у отца – онкология. Они-то и попросили помочь Тимуру.
Апелляционную жалобу я подготовил. Тимур уже подал её в Верховный суд Республики Татарстан (ВС РТ) через Кировский районный суд Казани. Но допустит ли ВС РТ автора этой жалобы к участию в её рассмотрении?
А ведь семья Тимура оказалась в затруднительном материальном положении. У неё попросту нет денег, чтобы нанять дипломированного юриста.
К счастью, отечественная Конституции каждому (и в том числе Тимуру) гарантирует судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Это, слава Богу, касается и малоимущих!
Итак, закон прямого запрета лицам, не имеющим высшего юридического образования, быть представителем в судах, не содержит. Поэтому ВС РТ не должен запретить мне взять на себя роль общественного защитника Тимура.
Надеюсь, что высшая судебная инстанция суверенного Татарстана не решится нарушить конституционное право Тимура на доступ к правосудию (ст. 49).
Требование к судебному представителю, чтобы он имел высшее юридическое образование, - пишет Сергей Всеволодов, - обусловлено тем, что в этой роли иногда выступают граждане, не обладающие специальными познаниями в области права и судебного процесса. См. https://zakon.ru/blog/2019/10/3/dolzhen_li_predstavitel_v_sude_imet_vysshee_yuridicheskoe_obrazovanie. Но это, заметим, проблемы тех, кто нанимает несведущих людей...
А вот при Советской власти и особенно на первых порах, когда недостаточно было дипломированных специалистов, к работе допускались практики – люди, не имевшие профильного образования. Практиком был и мой отец.
Родившийся ещё в позапрошлом веке, он имел всего три класса ЦПШ. Но вплоть до выхода на пенсию работал главным бухгалтером казанского завода первичной обработки кожевенного сырья. А потом преподавал журнально-ордерную систему бухгалтерского учёта своим коллегам.
И ещё несколько слов из пояснения Владимира С. Он пишет, что в США дают реальный срок тем, кто осуществляет юридическую практику, не имея профильного образования. Но у нас в отличие от США диплом юриста можно купить в подземном переходе.
А настоящие знания не продаются нигде. Их даёт только опыт – сын ошибок трудных…