Найти тему
ART-кафе

Молва приписывала Кипренскому убийство натурщицы, рассказывали страшные подробности этого преступления.

Над Кипренским сгущались тучи. Резко обострились его отношения с русскими официальными лицами. В Петербург идут доносы, полные подозрений и туманных намёков на неблаговидное поведение художника. Италинский пишет Оленину, что не может сказать о Кипренском ничего похвального и просит «как можно более ограничить пребывание этого художника в Риме».

Орест Кипренский. Молодой садовник
Орест Кипренский. Молодой садовник


Неясно, связано ли это было с превратным толкованием истории с Мариуччей или же с другим обвинением, нависшим в это время над художником. Молва приписывала Кипренскому убийство натурщицы, рассказывали страшные подробности этого преступления.


Со временем, однако, выяснилось, что убил женщину слуга художника, вскоре после этого умерший в больнице. Кипренский говорил, что его зовут в Петербург, «чтобы мириться» с ним, но репутация художника была испорчена, и он сам жаловался, что много лет был «покрыт некоей тенью».

Орест Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)
Орест Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)


Уже после смерти Кипренского Александр Иванов с горечью писал о нём отцу:


«Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а русские его во всю жизнь считали сумасшедшим, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней, кому что хотелось».


О том, какой известностью и славой пользовался Кипренский в Италии, свидетельствует тот факт, что он первый из русских художников удостоен был поместить свой портрет среди автопортретов знаменитых художников галереи Уффици во Флоренции. Автопортрет этот, датированный 1820 годом, и сейчас находится в галерее Уффици, однако попал он туда не сразу, как считалось до недавнего времени.

Орест Кипренский. Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова
Орест Кипренский. Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова


Из документов, хранящихся в архивах Флоренции, а также из каталога Уффици становится ясным, что Кипренский прислал в Уффици свой портрет только в 1825 году, а до этого он оставался у художника и при отъезде из Италии был взят им с собой. Тем самым становится ясным, что именно этот автопортрет художник выставлял в 1822 году в Париже и в 1824 году в Петербурге.


Истёк срок пенсионерства, и Кипренский должен был возвращаться в Россию. В начале 1822 года он уезжает из Рима и 25 февраля пишет Гальбергу уже из Флоренции: «Завтра я еду через Геную во Францию... Я не очень здоров здесь был и потому почти позамешкался».

Орест Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова
Орест Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова


В апреле 1822 года Кипренский приехал в Париж, чтобы участвовать в выставке Салона. Он поместил там четыре картины, однако надежды художника не оправдались. Отзывы были сдержанными, а «Анакреонова гробница» «весьма строго критикована». Кипренский был разочарован и раздражён. Он не доволен Парижем, где, по его мнению, «очень весело жить тем, кои совсем не разумеют изящных художеств», недоволен и французами, которые «у всех иностранцев хотят все достоинства отнять».


Но именно там, в Париже, Кипренский создал один из своих шедевров — портрет Е. С. Авдулиной.


Екатерина Сергеевна Авдулина (1788-1832) была внучкой откупщика-миллионера Саввы Яковлева и женой генерал-майора А. Н. Авдулина. В 1822-1823 годах супруги жили в Париже. В Петербурге Авдулины имели собственный дом на Дворцовой набережной, они давали балы, на которых бывал и Пушкин.

Орест Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной.
Орест Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной.


«Завтра будет большой бал у Авдулиных, - писал современник в 1825 году. - Он женат на очень богатой женщине, они только что вернулись из-за границы, они из серого общества, но всё же, говорят, он устраивает замечательные праздники».


Авдулины были дружны с известной драматической актрисой А. М. Каратыгиной и когда в 1825 году та была уволена из театра, устроили для её выступлений домашний театр на своей каменноостровской даче в Петербурге.


Из всех этих сведений мы не очень узнаём о самой Авдулиной, богатой светской женщине и хозяйке балов. Прославил её Кипренский, хотя трудно сказать, что в этом портрете от генеральши Авдулиной, а что от вдохновения художника. Несомненно, он видел в Лувре знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи, есть нечто общее в композиции, положении рук, внутренней сосредоточенности обеих женщин.


Изменилась манера живописи Кипренского по сравнению с его ранними картинами: вместо широких свободных мазков появилась гладкая фактура и выделенность деталей.


«Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы весьма прекрасно, - замечал В. И. Григорович, - чёрное шёлковое платье, жёлтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчётом».


Также написан прозрачный чепец, драгоценный веер, золото и жемчуг. И среди этой строгой роскоши выступает бледное, нежно - «фарфоровое» лицо женщины хрупкой, грустной и мечтательной, испытавшей горести и разочарования, но сдержанной и замкнутой, погружённой в свой внутренний мир.


Как это часто бывает у Кипренского, фон и детали дополняют и разъясняют то, что остаётся нераскрытым в человеке. Мрачное грозовое небо и погружённая в сумрак дорога кужутся символом тяжести жизненного пути. Одинокий, увядающий белый гиацинт, цветок грустной античной легенды, навевает мысль о гибнущей юности и красоте.

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!