Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 7 февраля провели целый день за переговорами. Но главы государств так и не пришли к согласию ни по вопросам цен на энергоносители, ни тем более - углубления процессов интеграции двух стран.
Лукашенко ехал в Сочи на фоне наступления «некоего момента истины» в отношениях между двумя государствами, как он сам выразился. Но вернулся домой Александр Григорьевич не только без скидок на нефть, но и, судя по всему, без понимания, что делать дальше. Вероятно, в Кремле тоже не знают, как быть с братской Белоруссией.
Все это происходит на фоне стремительного потепления белорусско-американских отношений. Почему все это плохо для Москвы и Минска и чем может кончиться?
Нефть преткновения
О главных итогах встречи двух президентов рассказал заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак. Россия продолжит в 2020 году поставлять Белоруссии газ на условиях прошлого года, то есть по 127 долларов за 1 тысячу кубических метров, сообщил он. Также, сказал Козак, Россия не сможет предоставить Белоруссии скидки на нефть.
«Поставки нефти в Белоруссию продолжатся на коммерческих условиях», - уточнил он. (цитата по «Интерфаксу»). Чтобы предоставить запрошенные Минском скидки, Россия должна ввести государственное регулирование нефтяного рынка, добавил он, отметив, что Россия не может пойти на это. «Мы не можем постоянно менять правила игры, мы поставим в непонятное положение наши нефтяные компании», - пояснил Козак. Он пообещал, что Москва будет способствовать достижению коммерческих договоренностей между белорусскими потребителями и российскими нефтяными компаниями.
В воскресенье вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой заявил, что теперь белорусские НПЗ будут покупать нефть у российских компаний по мировым ценам.
Нефтегазовая дезинтеграция
Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан еще в 1999 году, но с тех пор полноценно он так и не заработал. Россия и Белоруссия то сближались, то расходились, Лукашенко и Путин вели нескончаемые переговоры, играли в хоккей и даже ходили вместе в церковь. Но каменный цветок в виде объединения двух стран так и не выходил.
В 2019 году белорусский президент жестко раскритиковал проведенный в России так называемые налоговый маневр, который, по утверждениям белорусов, принес их экономике убытки на 330 млн долларов только за один прошлый год.
В итоге Александр Григорьевич наговорил много разного, в том числе и явных грубостей в адрес России. Но, судя по всему, такая небратская риторика не оказала заметного влияния на позицию Москвы. В итоге полноценный договор на поставки нефти заключен не был, а Лукашенко демонстративно решил закупать ее в Норвегии, причем, как говорят трейдеры, по ценам выше мировых.
Но отсутствие двустороннего контракта на поставки нефти оставалось и остается главным препятствием для подписания плана интеграции двух государств. Решение энергетического вопроса находится в привязке к согласованию плана интеграции, утверждают собеседники РБК, знакомые с ходом переговоров с российской стороны. И вот Лукашенко не получил скидок на нефть, нового энергодоговора нет и не предвидится, а значит, о братском слиянии можно забыть.
Опасная игра Батьки
Судя по тому, как развивались переговоры в Сочи, стороны сделали свои ставки, и не собираются от них отказываться. Россия хочет присоединить к себе Белоруссию и только потом дать ей пользоваться внутрироссийской нефтегазовой скважиной. Батька Лукашенко к России присоединяться не желает, но хочет получить дешевые энергоресурсы, прикрываясь договором о союзном государстве.
В итоге обе сторон занимаются политэкономическим шантажом, а на арене борьбы, как это уже много раз бывало в отношениях между республиками бывшего СССР, появляются США. Визит госсекретаря Майкла Помпео в Минск, широкие улыбки и обещания помощи Белоруссии как раз накануне наступления «момента истины» в российско-белорусских отношения говорит о том, что Александр Лукашенко решил вести очень опасную игру, пытаясь резко улучшить отношения с США в пику Москве.
Мрачное дежавю
Все это сильно напоминает отношения России и Украины до 2014 года: братские народы, тесная интеграция экономик, бесконечные «новогодние» газовые споры, мягкий русский империализм, незлобный украинский национализм и т.д. А потом в дело вмешались другие империалисты, уже с большими возможностями. И русско-украинские отношения за несколько месяцев отправились известно куда, где и находятся уже шесть лет без особых шансов на улучшение.
И если через какое-то время мы увидим «майдан» в Минске, то это будут тяжелым ударом для Владимира Путина, который все так же, судя по всему, грезит новой постсоветской империей. Но чем дальше, тем меньше имеет возможностей для ее создания.
И тем более это станет трагедией для Александра Лукашенко, который, как кажется, желает устроить в Белоруссии династическое правление.
Новый славянский бунт, инспирированный американцами, если он случится, сметет Лукашенко и искоренит российское присутствие в Белоруссии так же, как это было на Украине. А новый белорусский режим, который, очевидно, будет близок «русофобским» элитам Польши и Прибалтики, может оказаться куда более неприятным для России, чем даже украинский времен Петра Порошенко.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для канала