Найти тему
Иван Загребин

Интеллектуальный капитал. Часть 2-я

Одно из важнейших богатств любого государства - люди, их интеллектуальный багаж, проще говоря, их знания, умения, навыки. От умения правильно распорядиться ресурсами нередко зависит судьба целого региона, а то и страны. Об интеллектуальном капитале Южного Урала и о том как правильно им распорядиться - в интервью с кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики промышленности и управления проектами Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ Рашитом Шариповичем Закировым.

Суперкомпьютеры ЮУрГУ помогают учёным в решении сверхсложных задач.
Суперкомпьютеры ЮУрГУ помогают учёным в решении сверхсложных задач.

Каковы в связи с вышесказанным перспективы Челябинской области?

– Не столь радужные, как хотелось бы. Цифровизация на промышленных, транспортных предприятиях и в других сферах внедряется не так активно, как того требует время. Часто владельцы не хотят что-либо менять в принципе: ведь завод работает, прибыль есть. Но конкуренты-то не дремлют! Если одно предприятие в какой-то отрасли внедрило у себя новейшие технологии, позволяющие успешнее конкурировать на рынке, а другое, аналогичное, – нет, то и перспектив у второго крайне мало. А передовым предприятиям требуются сотрудники высокой квалификации.

Но владельцы предприятий, не внедряющих новации, могут заявить, что они зато дают работу простым людям. Ведь есть даже дефицит рабочих рук…

– Да, в настоящее время есть определённая нехватка средне- и низкоквалифицированной рабочей силы – потому что работодателям выгодно держать таких людей и платить им гроши. Переоснащение производств с использованием передовых технологий требует немалых средств. Если, например, работодателей обязать платить высокую заработную плату, то рабочих будет выгоднее заменить «умными» машинами, роботами, которые не нуждаются ни в пище, ни в отдыхе. И владельцы предприятий это сделают, причём довольно быстро. А освободившихся сотрудников придётся переобучать, трудоустраивать. Вот эти задачи и надо решать.

Надеюсь, новое руководство Челябинской области обратит внимание на проблему внедрения новых технологий, цифровизации региона. Нам нужны наукоёмкие технологии, передовые производства. Определённые успехи есть – например цех «Высота 239» на ЧТПЗ. Но этого мало.

В последнее время много говорится о строительстве высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском. Это важный проект, поскольку он должен дать мощный импульс развитию отечественной индустрии: для такой магистрали нужны особые, современные локомотивы, вагоны, рельсы, специальные автоматизированные системы управления... Если всё это брать за рубежом, наша промышленность, регион, да и страна ничего не выиграют. Наконец, для производства и управления нужны кадры. И вот тут как раз и пригодится тот интеллектуальный капитал, которым обладает Челябинская область. Подчеркну: важно его правильно использовать, создать нужные рабочие места.

(окончание следует)