Роза Люксембург, немецкий философ, экономист и искренний приверженец марксизма, в тридцатых годах 20 века, предвидя приближение фашизма в Германии, провозгласила лозунг: "Социализм или варварство".
Капиталистические общественные отношения ведут человечество в тупик. Но не только в "высоком", политическом смысле, но в бытовом.
А как на самом деле должно выглядеть это варварство?
Может быть это новый феодализм? Ведь оттолкнувшись от будущего, как от преграды, поток цивилизации начинает искать выхода и в конце концов откатывается в прошлое.
Прошлое это феодализм. Но именно в феодальную эпоху общество развивалось как никогда, были созданы бессмертные произведения искусства - несмотря на войны, эпидемии и бессовестную эксплуатацию феодалами подневольных крестьян. Существовали и понятия чести, совести, товарищества, пусть пока и групповые, кастовые.
Это был живой, органичный, развивающийся мир.
Ведь и девятнадцатый век можно считать веком позднего феодализма, временем, когда во многих странах Европы были еще сильны пережитки этого общественного строя. Расцвет литературы, философии, музыки - до сих пор не превзойденные произведения искусства, на которых можно воспитывать вкус. Я уж не говорю о духовном наследии Востока...
Михаил Делягин, экономист, политик и публицист сказал как то с полушутливым возмущением по поводу того, что Россия "откатывается назад к феодализму": "Нет, не клевещите на феодализм!.."
Варварство, которое имела ввиду Роза Люксембург - это и не откат к еще более ранним стадиям развития человечества. Любое время стремится вперед, пусть медленно, (чем более ранняя эпоха - тем медленнее), но в этом движении все равно была динамика.
Развивались ремесла и способы производства, сталкивались, делились и объединялись религиозные культы. Развивались формы искусства. Становились все более совершенными отображения внешнего и внутреннего мира человека. Развивался интеллект, и духовная жизнь становилась богаче с каждым тысячелетием и столетием. Первобытный анимизм, одушевление видимых объектов, уступал место одушевлению невидимого.
Это было детство человечества, детство пытливое, умное, с широко раскрытыми глазами, все больше и яснее познающее мир. Каждая новая эпоха давала иные новые приоритеты. И даже то, что на ранних ступенях развития мир виделся человеку как бесконечное кружение, как бесконечное возвращение - все равно каждый раз это видение обогащалось новым смыслом. Это подтверждают обряды, посвященные встрече Нового года, которые обновляли реальность, в которой жил человек, и каждый раз стремились начать с чистого листа, по новому, отталкиваясь от идеалов, существовавших в легендарные времена...
А варварство, которое нас ждет, если мы не вернемся к социализму, чтобы продолжить эволюцию - совершенствование духа и интеллекта человека, наверно, все-таки выглядит так, как показано в фильме Кин-Цза-Цза Георгия Данелии (1986)...
На планете "Плюк" уже нет никакого искусства, нет эстетики, все в прошлом, нет и промышленности, осталась только одна торговля - последний вздох финансового капитала, который паразитирует на всем, но сам ничего не производит. Красивые и нужные вещи - это не только полезность, но и еще и отражение внутреннего духовного потенциала человека.
Жизнь съежилась до самых примитивных рефлексов.
Люди утратили речь за ненадобностью, а чтение мыслей развилось в результате привычки к обману. Тем более что мыслительный аппарат утратил гибкость и сложность, так что понимать то собственно нечего... Мысль связана с речевой функцией, а речь - со словом в виде графического знака или символа.
И примитивная "песня", похожая на рычание и мычание, которую "поют" "артисты" - Би и Уэф - является верхом творческого вдохновения.
Вся убогая философия этого страшного мира выражена в словах Уэфа, которого сыграл Евгений Леонов:
"Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать".
"Зачем?" - спрашивает его землянин.
"Удовольствие получать..."
И это будет настоящий тупик, то самое варварство, откуда выхода уже не будет...