Найти тему

Фильм "Кин Цза Цза" - актуальное пророчество Георгия Данелии

Роза Люксембург. Начало 20 века - weekend.rambler.ru
Роза Люксембург. Начало 20 века - weekend.rambler.ru

Роза Люксембург, немецкий философ, экономист и искренний приверженец марксизма, в тридцатых годах 20 века, предвидя приближение фашизма в Германии, провозгласила лозунг: "Социализм или варварство".

Капиталистические общественные отношения ведут человечество в тупик. Но не только в "высоком", политическом смысле, но в бытовом.

А как на самом деле должно выглядеть это варварство?

Может быть это новый феодализм? Ведь оттолкнувшись от будущего, как от преграды, поток цивилизации начинает искать выхода и в конце концов откатывается в прошлое.

Прошлое это феодализм. Но именно в феодальную эпоху общество развивалось как никогда, были созданы бессмертные произведения искусства - несмотря на войны, эпидемии и бессовестную эксплуатацию феодалами подневольных крестьян. Существовали и понятия чести, совести, товарищества, пусть пока и групповые, кастовые.

Сент- Олбанский собор - liveinternet.ru
Сент- Олбанский собор - liveinternet.ru
Питер Артсен, Продавец овощей и дичи, XVI век. - serlachius.fi
Питер Артсен, Продавец овощей и дичи, XVI век. - serlachius.fi

Это был живой, органичный, развивающийся мир.

Ведь и девятнадцатый век можно считать веком позднего феодализма, временем, когда во многих странах Европы были еще сильны пережитки этого общественного строя. Расцвет литературы, философии, музыки - до сих пор не превзойденные произведения искусства, на которых можно воспитывать вкус. Я уж не говорю о духовном наследии Востока...

Михаил Делягин, экономист, политик и публицист сказал как то с полушутливым возмущением по поводу того, что Россия "откатывается назад к феодализму": "Нет, не клевещите на феодализм!.."

Варварство, которое имела ввиду Роза Люксембург - это и не откат к еще более ранним стадиям развития человечества. Любое время стремится вперед, пусть медленно, (чем более ранняя эпоха - тем медленнее), но в этом движении все равно была динамика.

zen.yandex.by
zen.yandex.by

Развивались ремесла и способы производства, сталкивались, делились и объединялись религиозные культы. Развивались формы искусства. Становились все более совершенными отображения внешнего и внутреннего мира человека. Развивался интеллект, и духовная жизнь становилась богаче с каждым тысячелетием и столетием. Первобытный анимизм, одушевление видимых объектов, уступал место одушевлению невидимого.

Это было детство человечества, детство пытливое, умное, с широко раскрытыми глазами, все больше и яснее познающее мир. Каждая новая эпоха давала иные новые приоритеты. И даже то, что на ранних ступенях развития мир виделся человеку как бесконечное кружение, как бесконечное возвращение - все равно каждый раз это видение обогащалось новым смыслом. Это подтверждают обряды, посвященные встрече Нового года, которые обновляли реальность, в которой жил человек, и каждый раз стремились начать с чистого листа, по новому, отталкиваясь от идеалов, существовавших в легендарные времена...

А варварство, которое нас ждет, если мы не вернемся к социализму, чтобы продолжить эволюцию - совершенствование духа и интеллекта человека, наверно, все-таки выглядит так, как показано в фильме Кин-Цза-Цза Георгия Данелии (1986)...

На планете "Плюк" уже нет никакого искусства, нет эстетики, все в прошлом, нет и промышленности, осталась только одна торговля - последний вздох финансового капитала, который паразитирует на всем, но сам ничего не производит. Красивые и нужные вещи - это не только полезность, но и еще и отражение внутреннего духовного потенциала человека.

Жизнь съежилась до самых примитивных рефлексов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Люди утратили речь за ненадобностью, а чтение мыслей развилось в результате привычки к обману. Тем более что мыслительный аппарат утратил гибкость и сложность, так что понимать то собственно нечего... Мысль связана с речевой функцией, а речь - со словом в виде графического знака или символа.

И примитивная "песня", похожая на рычание и мычание, которую "поют" "артисты" - Би и Уэф - является верхом творческого вдохновения.

Вся убогая философия этого страшного мира выражена в словах Уэфа, которого сыграл Евгений Леонов:

"Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать".

"Зачем?" - спрашивает его землянин.

"Удовольствие получать..."

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И это будет настоящий тупик, то самое варварство, откуда выхода уже не будет...

Кадр из фильма
Кадр из фильма