В чем секрет успеха на Дзене? Как достичь результатов, которыми можно гордиться? Как, наконец, стать автором, которого ценят читатели и подписчики?
Начнем с элементарных вещей – каждый автор, приходя на площадку Дзена, рисует в своей голове некий образ желаемого будущего – вот сейчас кааак напишу, кааак пойдут просмотры и дочитывания на сотни тысяч. Но первая статья, вторая, третья – а у многих уже и сотая, но желаемого порога монетизации как не было, так и нет.
И вот здесь некоторые начинают задумываться – что я делаю не так? По каким причинам у других получается, а у меня нет? Замечательные и нужные вопросы, но их стоит задавать не после десятков или сотен статей, а до написания первой.
Итак, закон первый: ваша статья – это ваш авторский товар, хенд-мейд. Как любой товар, она в чем-то лучше аналогов, а в чем-то значительно хуже – но проблема в том, что покупатель (он же и читатель) руководствуется целым комплексом признаков, помогающих ему выбирать товар (статью). Можно воспользоваться ярким призывным заголовком, но алгоритм Дзена с высокой долей вероятности сочтет его за кликбейт – а если такие заголовки будут идти один за одним, блокировка канала неминуема.
Можно найти темы для статей на других ресурсах, но при прямом копировании блокировка канала произойдет уже на третьей-четвертой статье – алгоритм очень четко определяет заимствованный контент. Следовательно, можно заняться рерайтом – переписыванием статей своим языком, но и этот способ рано или поздно приведет к провалу, поскольку рерайт не предполагает, что у автора есть необходимые компетенции для написания материала – и любой наводящий или уточняющий вопрос читателей способен вогнать такого автора в тупик. А если же в исходной статье указана неточность, что бывает сплошь и рядом, то автор хлебнет такое количество критики, которое эмоционально утопит весь канал.
Что же делать? Во-первых, писать на темы, которыми вы владеете – и чем выше ваш уровень владения темой, тем легче вам будет об этом писать. Во-вторых, прежде чем писать, я настоятельно рекомендую пристально взглянуть на ваших конкурентов в вашей же теме, причем не на всех, а на самых сильных из них – и как только вы поймете, в чем они сильны, ваш успех уже наполовину обеспечен.
Закон второй: в маркетинге есть такой замечательный инструмент под названием «бенчмаркинг» - в переводе он означает «эталонное сравнение». И если вы действительно стремитесь достичь успеха, то прежде чем писать собственные многотомные труды, стоит понять механизм того, как ваша тема «заходит» читателю.
Для примера: на Дзене огромное количество каналов с гороскопами – и все они, по сути, являются контентным спамом, повторяющим одно и то же друг за другом. А поскольку таких каналов действительно переизбыток, то легко можно наблюдать такую картину: заходишь в любой из этих каналов и видишь сотни статей, 30-40 подписчиков и аудиторию в 12-14 человек. Не 12-14 тысяч, а именно 12-14 человек – это те редкие гости, которые забрели на такой канал за последний месяц совершенно случайно.
Следовательно, этот метод не работает и работать не будет. А вот понять, как он должен работать на самом деле, нам как раз и поможет бенчмаркинг.
В бенчмаркинге основным инструментом является чек-лист. Сам чек-лист состоит из ряда вопросов, на которые аудитор, а в данном случае автор канала, должен ответить предельно честно, так как от этого зависит качество и эталонного сравнения, и конечного результата для самого автора – и если вы еще не написали ни одной статьи, то этот метод идеально подойдет для анализа нескольких сильных каналов.
Давайте составим такой чек-лист для нашей темы – и совершенно неважно, какой будет тема в итоге, поскольку этот инструмент универсален.
Начнем с внешней атрибутики изучаемого канала:
1. Существует ли единая стилистическая проработка карточек статей? Да __ Нет ___
a. Если да, то соблюдается ли она во всех статьях без исключения?
2. Если нет, то чем отличаются статьи без единого стиля по количеству дочитываний?
a. Удачным названием.
b. Заметной или яркой карточкой.
c. Наличием эмоций на карточке статьи.
d. Другим (чем именно?) _____________
3. Все ли статьи канала имеют комментарии? Да ___ Нет ___
4. Что чаще всего отмечают читатели в комментариях под особо удачными по количеству дочитываний статьями? _____________
5. Как чаще всего комментаторы характеризуют автора статей? ___________
6. Насколько количество положительных комментариев превышает количество отрицательных? ____________
7. Как часто комментаторы цитируют слова автора? ___________
8. Цитируют ли читатели «вкусные» словечки и фразы автора и если да, то как часто? ___________
9. Почитав несколько статей сильного автора, определите его ведущую модель написания и общения с читателями – она более позитивна или негативна? ___________
10. Как часто автор использует утверждения, вызывающие несогласие с ними у вас лично? ____________
11. Если такие утверждения есть, то как бы вы могли их переформатировать на нужный вам вид? (приведите несколько конкретных примеров для себя, это очень помогает структурировать собственное мышление по конкретной теме) ______________
12. Привлекателен ли вам в целом исследуемый канал и если да, то чем именно? (укажите не менее десятка причин и примеров) ________________
13. Если канал непривлекателен для вас лично, то чем именно? (и в этом случае нужны не менее десяти причин и примеров) ______________
14. Насколько автор исследуемого канала эмоционален, часто ли он высказывает личное восторженное или гневное отношение к написанному им же? ____________
15. Как чаще всего автор канала оформляет свои статьи?
a. Фотографии пейзажей, городов, космоса, натюрмортов, блюд, техники, электроники и других подобных вещей.
b. Фотографии или картинки абстрактного содержания.
c. Фотографии групп людей.
d. Фотографии отдельных людей (или групп людей с акцентом на конкретного человека на фотографии).
e. Не использует фотографии или картинки (такое тоже случается).
f. Другое (что именно?) _______________
16. Верите ли вы этому автору?
a. Да, верю (укажите не менее десятка причин, почему) __________
b. Нет, не верю (тоже не менее десятка причин) ____________
17. Лично вы хотели бы быть похожи на исследуемого автора?
a. По стилю изложения Да ___ Нет ___
b. По оформлению публикаций Да ___ Нет ___
c. По эмоциональности подачи материала Да ___ Нет ___
d. По использованию «вкусных» слов и фраз Да ___ Нет ___
Исследовав таким образом не менее пяти каналов, вы начнете весьма четко осознавать, что именно стоит перенять у конкурентов, а от чего хотелось бы и отказаться. И помните – объективная оценка складывается из суммы субъективных: чем больше каналов вы проанализируете, тем более четкое понимание о механике привлечения читателей получите.
Кроме того, проработав таким образом несколько каналов по интересующей вас теме, вы получите такой огромный объем фактов и точек зрения, который неизбежно обогатит ваш личный багаж знаний – и результат не заставит себя ждать.