Найти тему
Смотри в Корень

Как патриот Александр Пушкин превратился в либерала

В 1911 году к 100-летию Царскосельского лицея И. Е. Репин написал картину "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года". На ней изображено, как юный лицеист Александр Пушкин читает перед высокой комиссией стихотворение собственного сочинения "Воспоминания в Царском Селе". Среди членов комиссии выделяется фигура престарелого поэта Г. Р. Державина, который, привстав со стула, обращает ухо к чтецу, чтобы лучше его расслышать.

Вот фрагмент из того стихотворения. Наверное, Гавриилу Романовичу были очень приятны такие слова:

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров* героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

(Петров В. П. (1736 - 1799) - русский поэт, переводчик и педагог, сочинитель од, прославляющих сподвижников Екатерины II.)

Сейчас "Воспоминания в Царском Селе", как мне кажется, незаслуженно забыты. Хочу кратко напомнить содержание и процитировать особо примечательные места, которые, на мой взгляд, в современной политической ситуации звучат очень актуально.

Итак, лирический герой созерцает в Царском Селе памятники, связанные с победами и свершениями екатерининской эпохи, и вспоминает как героев того времени, так и поэтов, их прославлявших. Потом он переходит к размышлению о недавних страшных событиях - наполеоновском нашествии.

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И села мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.

Но весь русский народ поднялся на защиту своей страны и вступил в сражение с захватчиками, не щадя своей жизни.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За веру, за Царя.

Невероятно тяжело далась победа: много людей погибло, Москва была практически полностью сожжена. Но враг был разгромлен и изгнан с русской земли.

Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.
<...>
Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!

Русские войска вошли в Париж, и Россия принесла Франции, а вместе с ней и всей Европе, не бесчинства и месть за разоренную Москву, но мир и свободу. При этом отмечается особая заслуга Александра I. Лирический герой сетует, что не обладает, подобно сочинителям од о вождях прошлых битв, необходимыми дарованиями, чтобы воспеть русского императора по достоинству и прославить его на все времена.

В Париже росс!— Где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А Он — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.
Достойный внук Екатерины!
Почто небесных аонид,
Как наших дней певец, славянской бард дружины,
Мой дух восторгом не горит?
О, если б Аполлон пиитов дар чудесный
Влиял мне ныне в грудь! Тобою восхищен,
На лире б возгремел гармонией небесной
И воссиял во тьме времен.

Вот такое стихотворение написал Пушкин в 1814 году в возрасте 15 лет.

Полностью "Воспоминания в Царском Селе" в первоначальной редакции, в соответствии с которой приведены цитаты, можно прочесть здесь. При желании в нем можно отследить параллели с новейшей историей.

Однако в современных изданиях Пушкина стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" выглядит иначе, а именно, вот так.

Основные изменения такие: говорится, что русские сражаются и умирают не "...за веру, за Царя", а "...за Русь, за святость алтаря", а упоминания об Александре I нет вообще. Как вы думаете, с чем это связано и когда эти изменения впервые появились?

Логично предположить, что искажение произошло при советской власти. Это действительно так, но есть некоторые нюансы. В собраниях сочинений Пушкина, изданных в 1919 г. под редакцией В. Я. Брюсова и в 1930 г. под редакцией М. А. Цявловского, стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" выглядит точно так же, как в прижизненных изданиях.

Метаморфоза случилась в собрании сочинений Пушкина, изданных Б. С. Мейлахом в 1954 году. Там впервые были опубликованы образцы так называемой "вольнолюбивой лирики" - "Вольность", "Кинжал", "Во глубине сибирских руд..." и пр. Эти стихи еще в 1855 году приписал Пушкину Герцен, когда напечатал их в альманахе "Полярная звезда", выходившем в Лондоне.

У людей, предпринявших в 1954 году попытку объединить в одном собрании сочинений Пушкина стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" и оду "Вольность", была непростая задача, потому что эти произведения содержали совершенно противоположные характеристики российского императора.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Это фрагмент оды "Вольность". Ее злобная риторика, находящаяся за гранью нормального человеческого понимания, абсолютно не соответствует взвешенным достойным оценкам, даваемым Пушкиным императору в "Воспоминаниях в Царском Селе". Но совсем убрать "Воспоминания..." из собрания сочинений было нельзя, так как название этого стихотворения было широко известно благодаря истории, связанной с картиной Репина. И тогда стихотворение слегка подправили, написав в примечаниях, что Пушкин эти правки внес сам.

Фрагмент примечаний в собрании сочинений Пушкина 1954 года. (А. С. Пушкин. Стихотворения. Том I. Л.: Советский писатель, 1954. С. 591)
Фрагмент примечаний в собрании сочинений Пушкина 1954 года. (А. С. Пушкин. Стихотворения. Том I. Л.: Советский писатель, 1954. С. 591)

Источник, из которого стало известно, что Пушкин исправил "Воспоминания в Царском Селе", не указан. Этот факт в сочетании с тем, что ранее стихотворение везде публиковалось в прижизненном варианте, позволяет утверждать, что в 1954 в "Воспоминания..." было внесено намеренное изменение, исказившее смысл.

Фрагмент прижизненного издания стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" (Собрание образцовых Русских сочинений и переводов в стихах, изданное Обществом любителей отечественной словесности. Часть шестая. Спб. 1822. С. 197.)
Фрагмент прижизненного издания стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" (Собрание образцовых Русских сочинений и переводов в стихах, изданное Обществом любителей отечественной словесности. Часть шестая. Спб. 1822. С. 197.)

Собрание сочинений Пушкина 1954 года сыграло значительную роль в переосмыслении его творческого наследия. Благодаря включению в него "вольнолюбивой" лирики, массовому читателю стал известен Пушкин-либерал, поливающий грязью российские власти, не стесняясь в выражениях. И более не осталось оснований считать Пушкина истинным патриотом, любившим свое Отечество и уважавшим законную власть.

Честно признаюсь: я не знаю, что можно противопоставить данной ситуации. Есть слишком много источников, отрицающих патриотизм Пушкина и насаждающих мнение о его невысоких моральных качествах: воспоминания современников, произведения, которые при его жизни не публиковались, якобы сохранившиеся письма и черновики... Единственное, что я могу сделать, - это посоветовать читать только подлинные произведения Пушкина, опубликованные при его жизни, чтобы, самостоятельно осмыслив их, понять, кем он был на самом деле и что хотел донести до своих читателей. Для такого чтения не нужны никакие "пушкинисты", критики и прочие посредники.

Прижизненные издания поэта можно найти здесь.

Если вы поставите лайк, мне будет приятно узнать, что статья вас заинтересовала.

Связанные статьи

"Звезда пленительного счастья"? А Пушкин вовсе не при чем...

Пушкин - за цензуру!

"Наше все" под огнем критики