Философия и традиции
Уильям Дюрант, в своей книге "Цезарь и Христос" пишет:
Церковь переняла некоторые религиозные обычаи и формы, распространенные в дохристианском Риме — столу и другие облачения языческого жречества, использование в очищениях фимиама и святой воды, свечи и вечно горящий огонь перед алтарем, почитание святых, архитектуру базилики, римское право как основу канонического права, титул Pontifex Maximus для Верховного Первосвященника и, в четвертом веке, латинский язык...
Христианство второго века переняло атрибутику языческого культа римлян и многие из их традиций. В то же время христианство пополнилось философами из язычников, которые восторгались мудростью греков и находили отражение греческой философской мысли в Писании:
Каждый по-своему, они выражали одну и ту же мысль: грекам, якобы, Бог явил себя через логику и разум Философии, а евреям — через откровение в Писании. Отцы церкви... стали методично доказывать, что за простым языком Писания скрыты философские учения, в туманных терминах изложенные Академией, Лицеем и Портиком...Отцы (церкви) стали искать в запасниках философской лексики два нужных термина: один — для описания очевидного различия между тремя отдельными лицами Троицы, а другой — для описания их некоего связующего единства. (Гарри Вольфсон "The Crucible of Christianity")
Таким образом греческие терминология и философия основательно влились в догматику церкви. Объяснения библейских текстов приобрели форму философских трактатов.
С середины II века н. э. христиане, которые были знакомы с греческой философией, почувствовали потребность выражать свою веру с помощью философских понятий, делая это как для своего собственного интеллектуального удовлетворения, так и для обращения образованных язычников. Платонизм оказался для них самой подходящей философией. "Новая британская энциклопедия"
Бессмертная душа
Человечество во все века своего существования пыталось "обойти" факт скоротечности жизни. Невозможность смириться с тем, что ты "сегодня есть, а завтра нет" двигало умы на поиски бессмертия. И оно нашлось...в "бессмертии души". Это учение прочно обосновалось в большинстве религий мира, в том числе и в христианстве.
Только с появлением Оригена на Востоке, а Августина Блаженного на Западе душу окончательно стали рассматривать как духовную субстанцию и философское понятие.
Ориген был учеником Климента Александрийского, который первым из Отцов открыто перенял у греков понятие о душе
"Новая католическая энциклопедия"
(Ориген) привнес в христианское учение всеобъемлющее представление о душе, которое заимствовал у Платона
Вернер Йегер "The Harvard Theological Review"
Августин, которого почитают как великого философа древности, до принятия христианства был неоплатоником. Идеи неоплатонизма были отображены в его вере в бессмертную душу.
Его влияние можно сравнить с жаром плавильной печи, в которой религия Нового Завета и платоновские традиции греческой философии стали единым сплавом. "Новая британская энциклопедия"
учение (Августина о душе), которого придерживались на Западе вплоть до конца XII века, многим обязано... неоплатонизму. "Новая католическая энциклопедия"
В тринадцатом веке популярность получили учения Аристотеля. Одним из приверженцев этих учений был Фома Аквинский. Аристотель не учил, что у человека есть бессмертная душа, если и было что-то бестелесное , так этой его безличный интеллект. Это никоим образом не помешало Фоме Аквинскому внести некоторые правки в учение Аристотеля, чтобы оправдать веру в бессмертную душу.
С приходом эпохи Возрождения учения Платона снова приобрели огромный интерес. Во Флоренции была учреждена академия для тщательного изучения философии Платона. Реформация шестнадцатого века, казалось бы, поколебала некоторые устои церкви. Были споры по некоторым аспектам учения о бессмертии души, таким как существование чистилища, но само учение о душе осталось неизменным. Это учение стало, практически, главным в христианских церквях:
Религия для большинства из нас, по сути, означает бессмертие и ничего больше. Бог — это производитель бессмертия
Духовенство
Сначала между епископами и пресвитерами не было никакой существенной разницы. Эти слова передавали лишь разные оттенки значения: „епископ“ означало „надзирающий“, а „пресвитер“ — „старейшина“..... Но со временем различие становилось все более очевидным: епископами стали лица более высокого ранга, имеющие высшую священническую власть. Они могли совершать рукоположение и посвящать в сан. Бернардино Льорка "История Католической церкви"
С четвертого века власть епископов уже стала неоспоримой, появилось сословие духовенства. И через некоторое время епископ Рима объявил себя "папой" и преемником апостола Петра, а позже - наместником Христа на земле. Духовенство получило власть и материальное преимущество, практически, равные монаршим.
Политика
Вехой в истории христианства стал 313 год. Император Константин принял христианство. Возможно, к этому подвиг пример его матери, которая уже была сторонницей христиан. Так или иначе, незадолго до сражения у Мильвиева моста в 312 году Константин заявил, что во сне ему было приказано написать монограмму имени Христа на щитах воинов. Сражение было выиграно. Константин во всеуслышание заявил, что поверил в Христа. Но крещение принял только через 24 года на смертном одре.
Христианский мир обязан своим появлением императору Константину.
Можно сказать, что Христос сам положил конец христианскому миру еще до того, как тот появился, сказав, что его царство не от мира сего. Это одно из самых важных и значимых высказываний Христа
Малколм Маггеридж "Muggeridge M. The End of Christendom"
Благодаря Константину христианство стало государственной религией Рима.
Христианские епископы, некогда бывшие объектом преследований, пыток и казней, теперь освобождались от налогов, получали подарки из имперской казны, окружались почестями и даже пользовались влиянием при дворе. Их церкви обрели богатство, власть и видное положение в обществе
Элейн Пейджелз "Adam, Eve, and the Serpent"
Теперь Константин мог оказывать влияние на религиозные разногласия церкви. Единство империи зависело от религиозного единства. В то время гремели споры о положении Христа по отношению к Отцу Богу.
До арианских споров ни в Восточной, ни в Западной церкви не было ни одного богослова, который бы сомневался, что Сын в том или ином смысле стоит ниже Отца.
речь не шла о защите канонической (тринитарной) догмы от явной ереси (арианства). Предмет разногласий еще не стал ортодоксальной доктриной. Каждая из спорящих сторон была уверена, что именно она следует Писанию, и считала взгляды своих противников неортодоксальными, небиблейскими и идущими вразрез с традицией
Р. Хансон "The Search for the Christian Doctrine of God"
Эти разногласия вызвали раскол среди христиан. Это означало, что сама империя Константина на грани раскола. Поэтому он в 325 году созвал собор епископов, чтобы раз и навсегда положить конец спорам. На соборе присутствовали, в основном, епископы греческих областей. После ожесточенных дебатов символ веры был принят - Христа сделали равным Отцу. Естественно, не все легко это приняли, но это символ веры стал официальным. Идти против того, что утвердил Константин решались далеко не все. Впереди еще предстояли десятилетия споров о роли святого духа. Но богословы-схоласты уже праздновали свою победу. Со временем христианство получило полный комплект учения о троице. После этого было введено учение, что Мария, мать Христа, это Богородица и достойна всякого почитания. Основывалось это учение на том, что если Христос это Бог, то Мария это Богоматерь. Ныне культы Богородицы, порою, превосходят поклонение самому Богу.
Церковь разделилась
Церковный раскол, 1054 году, лишь подвел итог первых веков жизни церкви. Но, фактически, расколы пошли уже во втором веке.
Цельс (противник христианства) саркастически замечал, что христиане „вечно расколоты на множество сект, и каждый стремится организовать свою“. Около 187 года Иреней перечислял двадцать разновидностей христианства; примерно в 384 году Епифаний насчитывал восемьдесят
Уильям Дюрант "Цезарь и Христос"
Император Константин оказывал большую поддержку восточной, греческой части империи и сделал столицей город, который известен как Константинополь.
В 451 году состоялся еще один собор, в городе Халкидоне. Обсуждалась природа Христа. Западные христиане приняли символ веры, утвержденный на этом соборе, восточные - нет. Результатом этого было появление Коптской и яковитских церквей. Вопрос о троице все более и более разделял церкви. В 1054 году представитель папы отлучает константинопольского патриарха от церкви, а тот в свою очередь предает папу анафеме. Развод состоялся.
Уважаемый читатель, я намеренно не пишу очевидный вывод в конце статьи. Вы можете сделать его сами