Найти тему

Пишем ОДЗ. Нет - не пишем.

Многие в школе при решении математических уравнений или неравенств, часто слышали, что учитель начинает объяснение решения с фразы: "Пишем ОДЗ". А никто не задавался вопросом: "Зачем?" Когда я задаю этот вопрос своим ученикам ответ как правило один: "Так учитель сказал." Крайне редко слышу ответ: "Чтобы отбросить ненужные решения."

Обычно в школах учителя под ОДЗ (хотя правильно говорить ОДЗП - область допустимых значений переменной или переменных) понимают множество значений переменной при которых определено уравнение/неравенство.

Но как известно любое уравнение (переносом с противоположным знаком) может быть сведено к виду

f(x)=0,

а неравенство к виду

f(x)>0 или f(x)>=0

и тогда ОДЗ(П) - это область определения функции f(x) - четкий математический термин. Поэтому зачем придумывать что-то новое.

А область (допустимых) значений функции f(x) - это образ области определения при применении функции f(x).

Ну это так лирическое отступление.

Почему же все таки не надо искать ОДЗ и как решать уравнения/неравенства?

Сначала приведем типовые ОДЗ:

Теперь отвечу почему не нужно искать ОДЗ(П):

1. Потратите время на поиск, а ОДЗ(П) не понадобиться

2. Потратите время на проверку вхождения полученного решения в ОДЗ(П)

3. В процессе решения могут появится новые ограничения на значения переменных.

4. Сложно делать проверку решения неравенств на вхождения в ОДЗ(П)

Теперь рассмотрим конкретные уравнения и неравенства, в которых нахождение ОДЗ(П) приведет к потере времени и сил, но не даст конечного результата.

-2

Так как же решать уравнения/неравенства:

Существует только один универсальный способ решения уравнения неравенств (без параметров) - метод равносильных преобразований. Преобразования или переходы называются равносильными, если области решений уравнения/неравенства совпадают.

Ниже несколько примеров равносильных преобразований

желтым отмечено, то на чем будет потрачено время
желтым отмечено, то на чем будет потрачено время

ВЫВОД:

Существуют следующие пути решения уравнения/неравенств:

1. "Пишем ОДЗ" всегда. Почему он плох я написал выше, но иногда может и сработает.

2. "Находим ОДЗ, но не во всех случаях". Тогда вопрос когда пишем, а когда нет.

3. Равносильные преобразования. Единственный универсальный метод решения. Разумеется хорошо, чтобы ученик не только выучил сами равносильные преобразования, но и понимал их "природу" и мог вывести при необходимости, исходя из свойств функций в уравнении/неравенстве. Именно этим универсальным и несложным методом обучают в ведущих математических школах страны.