Не могу не сказать несколько добрых и благодарных слов о нашем отечественном актере, которого очень люблю - Вячеславе Васильевиче Тихонове. Тем более, что 8 февраля был день его рождения. Ему бы исполнилось 92.
Не только творческая одаренность как актера в нем, но и колоссальный, ответственный, мощный труд по изучению и вживанию в каждую роль.
Это ответственность перед зрителем, перед режиссером, перед кино, перед страной, перед самим собой за деятельность в профессии.
Не сразу, лишь с седьмого своей роли в кино, стал известен Вячеслав Тихонов. С фильма "Дело было в Пенькове" режиссера Станислава Ростоцкого. И с него началась настоящая дружба великого режиссера и актера.
Не буду приводить всю биографию великого актера, она многогранна и непроста. Скажу лишь, что в последнем своем фильме, режиссера Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви", Вячеслав Васильевич сыграл роль Бога.
Скажу о другом, о том творческом кризисе, что пережил Вячеслав Тихонов в конце 60-х годов, когда даже надумал бросить профессию.
Что же было и что помогло ему пройти этот кризис, выйти на новый уровень мастерства в профессии?
В 1962 году, на Мосфильме, стал сниматься фильм-эпопея режиссера Сергея Федоровича Бондарчука "Война и мир" по одноименному роману Льва Толстого. Создание фильма началось в год 150 летия Бородинского сражения.
Американцы, к тому времени, создали свой, 2 серийный вариант "Войны и мира", который вышел в мировой прокат.
Взяться за экранизацию "Войны и мира", в тех условиях, было большим вызовом и подвигом, большой ответственностью не только перед отечественным, но и мировым зрителем.
Но Бондарчук не побоялся. Он изучал досконально не только этот роман Толстого, но и все его наследие, 90 томов полного собрания сочинений. Читал военные мемуары тех лет Первой Отечественной войны. Сергей Федорович проводил жесткий кастинг актеров на этот фильм. Себе он выделил в кино эпопее роль Пьера Безухова.
Уже начались съемки фильм, а актер на главную роль - князя Андрея Болконского - не был найдет и утвержден. Планировался Иннокентий Смоктуновский, но отказался из-за другой роли - шекспировского Гамлета. Отказался и другой претендент - Олег Стриженов.
Вячеслав Тихонов очень любил "Войну и мир" Толстого и давно мечтал сыграть роль Болконского. Он сам себя предложил Сергею Бондарчуку, но получил отказ. И если бы не ходатайство тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, то роль не досталась бы ему. Но ходатайство было лишь предложением (а не указанием) Бондарчуку посмотреть Тихонова в этой роли. И потому, был лишь шанс для последнего.
Тихонов, которому тогда было почти 35 лет, понимал, насколько грандиозен проект создания этой кино эпопеи, какое он имеет не только художественное, но и политическое значение. И он понимал, как непросто сыграть образ князя таким, как его представил Толстой. Как сыграть тот глубокий философский мир Болконского ему, молодому еще, не имеющему такого опыта жизни как у его героя, человеку! А ведь именно максимальная близость к литературно-философскому духу Толстого была одна из главных линий в экранизации Сергея Бондарчука.
4 года длились съемки фильма. Они потребовали и от режиссера, и от актерской труппы, колоссальнейшей работы, полной отдачи сил. Поблажек не было. Бондарчук был жестким и требовательным как режиссер. А как иначе, когда снимаешь такой фильм?
Фильм был снят. Он имел огромный успех в прокате в 117 странах мира и в нашей стране, завоевал премию "Оскар" как лучший иностранный фильм, и ряд других наград.
Но Вячеслав Тихонов был недоволен сыгранным им образом князя Болконского. Тому способствовали и ряд замечаний со стороны критиков и от самого режиссера Сергея Бондарчука, Тихонов был человеком, очень ориентированным на качество, рефлексирующим человеком, глубоко переживавшим неудачи. И такие внутренние переживания привели его к творческому кризису.
Если же смотреть на ситуацию объективно, то эта роль, эта работа стала для него творческим крещением, творческим воскресением, помогла перейти на новый уровень мастерства. Все наши кризисы и страдания, боли и кажущиеся поражения - не зря. Они помогают расти, перерождаться, и становится лучше, и как людям, и как профессионалам. Но это понимается не в кризис, а позже, после его проживания.
А тогда, не желая больше играть плохих ролей, и считая, что он провалил роль Болконского , о которой давно мечтал, Тихонов решает уйти из кино, играть только в театре.
И, возможно, что все случилось бы так, и мы не увидели бы Тихонова в других его последующих киноролях, если бы не помощь друга - режиссера Станислава Ростоцкого. Дружба, настоящая дружба, наверное, тоже величайший дар Божий, данный человеку. Как много дарит нам Бог для жизни!
Ростоцкий задумывал тогда снимать фильм "Доживем до понедельника", и в главной роли - учителя Мельникова - видел только Вячеслава Тихонова и никого другого.
Уговорить Тихонова сыграть новую роль было не просто. Но тонкий психолог и настоящий друг Станислав Ростоцкий нашел подход и нужные слова. Он сказал, что у героя Мельникова тоже кризис смысла. И эта роль поможет самому Тихонову увидеть и правильно понять себя и не только самому найти выход, но и показать его зрителям, помочь им.
И Тихонов нашел в себе силы и блестяще сыграл эту роль. И вышел на новый уровень актерского творчества и мастерства. Славьте и проживайте скорби - они помогают расти.
А потом были его новые блестящие роли, шедевры актерского мастерства, которые вошли в классику не только отечественного, но и мирового кино. И "17 мгновений весны", за которую Тихонов получил Государственную премию и стал всенародно любимым героем, и "ТАСС уполномочен заявить" и "Белый Бим черное ухо" и "Они сражались за Родину" и многие другие.
Спасибо великому актеру и добрая память!
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов