Затопленные штольни и заброшенные рудники — забытая история или подводный музей?
Все дайверы одинаково больны дайвингом, но каждый болеет по-своему. Кто-то увлечен изучением рыб, кто-то фотографией, кому-то нравится крупные животные, такие как киты или манты, а кому-то больше нравится макро фотография. Но есть более тяжелые формы, которые уже неизлечимы, это например пещеры – они бывают теплые и красивые с затопленными сталлактитами, а бывают холодные и пустые – и это разные степени заболевания. Есть правда узкие и трудно доступные, к которым надо два часа тащить баллоны под землей до воды – но это совсем запущенная стадия. Другая тяжелая форма – это затонувшие корабли – они тоже бывают в теплых морях, например на севере нашего красного моря их достаточно не на одно сафари и самый известный и посещаемый в мире Тистельгорм знаком многим, есть еще лагуна Трук, куда гораздо сложнее добраться, но кораблей там более 50ти штук и все огромные и невероятно красивые. Есть и другие, которые лежат в более холодных морях и на более труднодоступных глубинах, то есть доступных только техническим дайверам, которые могут нырять на глубины более 40ка метров. Одно из осложнений возникающее у пещерных или рэк дайверов – это ребризер – аппарат замкнутого цикла, который позволяет существенно увеличить лимиты по времени и по глубине, то есть он необходим тем заболевшим, которым всегда мало и которые не успевают рассмотреть корабль на глубине или хотят уплыть подальше от входа в пещеру.
Мы болели всем этим по очереди: и кораблями в теплых морях и красивыми пещерами в Мексике, потом случилась Орда, которая заразила нас своим ледяным космосом, потом были подлодки на дне Черного моря, и лагуна Трук, пещеры Испании и ребризеры, и казалось что на этом все должно закончится и скоро отпустит. Но не тут то было, как то в марте мы решили поехать в Карелию на Мраморный карьер нырять в штольни, и там нас настигла новая хворь. Оказывается в штольнях есть не только огромные пространства запутанных лабиринтов, но и исторические артефакты, рельсы, вагонетки и разные другие урбанистические штуки, которые еще интереснее чем на кораблях. И там в Карелии наш друг-гид рассказал нам про мекку Майн Дайвинга – Туну Хастберг – затопленный железный рудник в Швеции.
Мечтали долго, собирались, искали контакты время и возможности, и наконец нам посчастливилось присоединиться к Sweden Mine Diving Tour 2019 и посмотреть все лучшее в Швеции. Все самое самое – это четыре затопленных рудника за три дня, каждый из которых имеет свою историю, свои особенности и в нем можно нырять неделями.
A-Gruvan
Первый рудник, на котором мы присоединились к веселой компании Шведов, находится рядом деревней Канторп и называется A-Gruvan. Вход в него из озера, на глубине 20ти метров. Рядом с озером оборудована площадка со скамейками для сбора снаряжения, бетонным мангалом и скамейками для отдыха. Для дайвинга тоже оборудована стальная лестницу с крюками, на которые можно развесить ласты, и стальной проволокой под водой на которую можно вешать стейджи, под водой есть деко станция. Но собираться приходится на улице и под дождиком это не очень приятно, но что нам дождь, когда хочется нырять.
В озере мутно и темно, видимость метра два всего и мы дружно уперлись в ходовик, вдоль которого иногда видно деревья и каменный стенки, на 20 метрах Мартин ставит катушку на первый ход, начинается узкий туннель, на одного маленького человечка. В туннеле появляются ответвления в разные стороны, но наш ходовик идет налево, там лежит ведро, двигается дальше и попадаем в огромный зал, стенок не видно, вниз пропасть, ходовик идет вдоль стены закрепленный на красивый кованый крюк, в стене дыра и мы ныряем в нее. И тут нас ждет еще более узких ход, но ко всему еще и очень мутный. Видимо кто то не очень аккуратно проплыл перед нами, ну что ж мы сами виноваты, долго собирали снаряжение. Терпеливо двигаемся в мутном и узком туннеле и попадаем в небольшой зал, где стоит вагонетка, лежат бревна сложенные в дровницу, возле вагонетки штрек уходит вниз и в нем стоит лестница, это ход ведет на нижний уровень. Сколько там еще наверное интересного внизу.
Возвращаемся, мутный туннель, пропасть, узкий ход. Несколько метров в сторону по основному ходовику и Мартин ставит катушку на другой ход. Сначала провал уходит круто вниз, там остатки забора или двери, деревянные бревна непонятной конструкции, спускаемся ниже и видимость становится сильно лучше. Настраиваю камеру, чтобы снять деревянную платформу, но увы батарейка села (( это странно, потому что я ее проверила когда ставила в бокс. Дальше без камеры, а тут такие ступеньки деревянные симпатичные, а еще лесенка замечательная из бревнышек, и вагонеточка и куча всего еще и так все интересно.
Долго не задерживаемся, потому что уже накапливается декомпрессия, выходим обратно. Проверяем время и декомпрессию и решаем не ходить к мостику, потому что уже и так много деки накопилось и холодно и вообще кушать хочется, а там все наверное обедают. На обед гуляш - потрясающе вкусный, погретый на костре, разлитый с душой по пластиковым мисочкам. И дождик уже кончился и вроде даже солнышко выглядывает и можно прогуляться вокруг, посмотреть какие еще есть входы в штольню. Спрашиваю наших друзей про карты и схемы, которыми они пользуются когда исследуют штольни – говорят что им очень повезло, потому что в средневековье, когда в Швеции активно развивалось рудное дело, был один король, который издал указ о том что все рудники должны быть за картографированы, и карты должны быть максимально точными. Сейчас все эти карты оцифрованы и доступны на сайте, нужно только знать точное название рудника чтобы скачать карту.
Sala-Silvergruva
Вторая штольня в этот день – это Сала -Сильвер – королевский серебрянный рудник- это одна из самых старых майн, в которой добывалось почти все богатство шведских королей.
Сала Майн является популярным туристическим направлением, огромные башни датированные 16м веком, бережно сохранены и доступны для посещения и создан музей шахт в котором собраны исторические артефакты? А внутри шахты оборудованы туристические маршруты разной сложности, банкетные залы и даже в одном из ответвлений шахты элитный отель с номером, вся мебель в котором сделана из серебра добытого в шахте. Спуск вниз оборудован лифтом, перед лифтом карты и схемы майны: вода начинается на глубине 155 метров под землей и от туда подводные туннели уходят на много уровней вниз самый глубокий на 180 метрах от уровня воды. Мартин рассказывает историю разработок, во время которых из серебряных копей вручную было извлечено на поверхность порядка сорока тысяч тонн породы. Каждый год в шахте добывалось порядка трех тонн серебра.
Наше приключение начинается со спуска снаряжения в глубь шахты на лифте 155 метров вниз под землю. Далее надо довезти снаряжение по старой шахте до озера Кристиана, вход в которое оборудован для дайвинга. Старые части штольни были вырыты киркой, лопатой и большим количеством мышц! Следы лошади все еще видны на полу! Деревянные дренажные штольни, ведра и бочки беспорядочно лежат вокруг. Они использовались для ручного опорожнения шахты в древние времена ... Удивительно, что было сделано только ради шанса найти серебро! Выходим из лифта и чувствуем себя гномами, величественные своды черносерой породы устремляются вверх в темноту, а мы следуем по туннелям к озеру Кристиана. Вход в озеро оборудован стальной платформой, рядом расположены скамейки для сбора снаряжения. В огромном банкетном зале под черными сводами камня тепло и уютно, можно переодеться, стоят столы и скамейки для обеда. Температура воды 2 градуса, но нас это не остановит, полтора часа под водой мы осмотрели только маленькую часть верхнего уровня, чем ниже тем уровни больше и чем глубже тем интереснее, там внизу более древние участки рудника.
Декабрь, поэтому темнеет рано, надо быстрее все закинуть в машину и выезжать в направлении следующей штольни, в которую мы будем нырять завтра.
Почти несколько часов дороги на север, дождь и слякоть постепенно сменяются снегом и гололедом, хорошо что машину в прокате дали шипованную. Украшенный рождественские домики выглядят сказочно.
Располагаемся в бывшей школе на две ночи, тут удобно есть много батарей по стенам и других мест где можно все разложить и посушить. Размещение почти как в общаге, где то стоят двух этажные кровати, кому не хватило кроватей, располагается на матрасах в спортзале. Постельное белье или спальники все привезли свои сами. Но в остальном все уютно и душ и туалет и кухня и столовая. Да и много ли дайверам надо, розетки чтобы зарядиться и место где сушить поддевы и поставить ребризеры.
Tuna-Hustberg
Туна Хастберг одна из самых известных майн в Швеции, возможно благодаря тому что она максимально оборудована для дайверов и не только. История этого рудника уходит далеко в средновековье, когда руду добывали кирками, закрылась шахта в 70е годы, когда появились другие более выгодные разработки, но за 600 лет там накопали огромное колличество ходов которые уходят на сотни метров под землю. Шахта затоплена частична затоплена, и сухая часть сейчас доступна для туристов. Нырять там начали в начале 90х группа энтузиастов, а несколько лет назад открыли для посещения. Кроме технических погружений, там организовывают пешеходные экскурсии, музыкальные концерты и погружения в открытой воде для тех у кого нет пещерных сертификатов. Условия для дайвинга там как в лучших технических дайвцентрах: компрессорная с любыми газами, удобные площадки и скамейки для сбора снаряжения, лебедка которая спускает и поднимает все с верхней площадки вниз к воде, от компрессорной до нижнего уровня есть шланг для забивки газов, чтобы не поднимать спарки между погружениями. Для дайверов тоже созданы максимально комфортные условия: есть теплые комнаты, в которых чай кофе и батареи, можно посидеть и согреться между погружениями и высушить поддеву, есть туалеты и даже душ.
Логистика тоже вполне комфортная, учитывая что вход в воду находится 100 метров под землей. Даверы и снаряжение спускаются отдельно: даверы шагают 380 ступенек по лестнице, а снаряжение грузится на двухуровневую вагонетку и едет вниз по рельсам. Внизу все разгружается и тележками транспортируется в дайвзону. Мартин рассказал нам, что когда первая команда исследователей только начинала тут нырять, им приходилось спускать все снаряжения вручную по старым лестницам, от которых сейчас остались только развалины. Исследователи спускались вниз на неделю и жили и ныряли в штольне, а потом поднимали все обратно. А сейчас, все сделано так современно, что собираться на погружение одно удовольствие: не дует, не капает, сухо и удобно. Но то что там под водой превосходит все ожидания! И даже если бы пришлось тащить все на себе, оно бы все равно того стоило. Мартин на схеме показал какие есть маршруты и как найти интересные артефакты. Первое погружение мы планируем к Вастра Остра, потом рабочее место и круг с домиком. Видимость под водой около 30ти метров, залы большие и просторные.
Погружение начинается с большого зала из которого в разные стороны уходят просторные туннели, потом ходовик спускается вниз по обрыву, другую сторону которого не видно даже несмотря на хорошую видимость. На 25 метрах ходовик ныряет под козырек и упирается в перекресток с пятью новыми направлениями, ставлю печеньку чтобы найти путь обратно. А как выбрать нужное нам направление я спросила у Мартина еще на верху - на Вастра Остра ведет ходовик, который проложен вокруг трубы. Вастра Остра это более низкий уровень той шахты по которой мы спускались в штольню а вагонетка везла наше снаряжение, интересно посмотреть примерно тоже самое только под водой. Еще там рядом совсем есть электрощитовая, в которой на стене ящики с автоматами а по середине вентиль насоса. Чтобы попасть в рабочую камнату нужно вернуться к началу и пойти по другому ходовику правее. Там тоже по дороге пару перекрестков, мы пошли смотреть домик, рядом с которым валялся огромный моток стальной проволоки, самое удивительное что ходовик проложен прямо через проволоку, выглядит жутко... рядом встретили дайверов с открытым циклом, которые так сильно булькали что мы решили побыстрее пойти смотреть рабочую комнату, но там они тоже вылезли снизу и опять начали шуметь.
Перед вторым погружением обед и отдых.
Следующий маршрут в другую сторону, через Key Hole потом вниз через дырку, к мостику и двери в туннель где была железная дорога и на развилке стоит стрелка переключения рельсов. Это все что мы успели за два погружения по полтора часа, а там столько всего еще интересного осталось, нырять не перенырять, а если на уровень ниже, то там еще интереснее... но в следующий раз приедем уже с тримиксом и со скутерами и посмотрим еще больше. Общая протяженность ходов около 50ти киллометров из которых половина подводные.
Наша экскурсия по подводному музею продолжилась в сухой части рудника, где Мартин провел нас к красивым залам в которых внизу подсвечивается вода, построены удобные мостики и можно посмотреть объекты рудного дела. Стенку с сотней дырок в которой пробовали разные буры, Мартин рассказал как в каждой семье мальчик спускался с отцом в шахту и держал бур пока отец бил по нему молотком, а потом поворачивал после каждого удара. Еще увидели более современный пневматический бур, посмотрели рисунки руды на стенах, шахты для спуска породы. Возле одной Мартин рассказал историю про рудокопа, которых провалился вниз и его засыпало камнями, организовали спасательную операцию чтобы достать тело, но один из спасателей услышал крики на уровень ниже и разбирать завал начали снизу а не сверху и он оказался живой и отделался просто царапинами. А потом мы вышли в огромный зал в котором построена сцена и платформа для зрителей, размер зала трудно оценить в темноте, но акустика потрясающая, тут проводят музыкальные концерты и в конце апреля у них национальный праздник и в этом зале устраивают фаер шоу. Насчет дыма от фейерверков я спросила у Мартина, но он сказал что тут очень хорошая вентилляция. И еще мы дошли до зала в котором внизу вода была покрыта льдом, наш экскурсовод объяснил что в этой части штольни всегда холодно и этот лед иногда тает летом, но не всегда и для эффектности кинул вниз ооромный камень, который с грохотом добавил узор из трещин на застывшую внизу воду.
Экскурсия по штольне нас поразила не меньше чем подводная часть, ощущение что мы побывали в Мории из фильма про хоббитов. Но больше всего нас впечатлило то с каким трепетом они относятся к своей истории и как бережно все восстанавливают и достраивают и с какой любовью об этом рассказывают.
Пока мы поднимались 380 ступенек Мартин поделился, что в основном этим всем занимается группа энтузиастов, которые за свои средства и в свое время приезжают сюда нырять или строить. И еще о том что их все меньше и людей которые приезжают нырять не так много, потому что это гигантский шаг от обычного дайвинга к пещерам или штольням, который требует не только моральной и физической подготовки, но и серьезных финансовых вложений в обучение и снаряжение, и людей которых это привлекает на столько чтобы они готовы были вкладываться не так много к сожалению. Те кто раньше ныряли сейчас уже ныряют не так много, а молодых привлекать к этому очень непросто.
Во время ужина мы достали привезенный с собой национальный напиток и большую банку красной икры чтобы угостить наших и это окончательно укрепило нашу дружбу, а ужин превратился в веселое застолье, и Шведы даже дружно спели национальную застольную песню.
На утро собираем вещи и опять грузим в машину, чтобы доехать до еще одного рудника. Полтора часа по заснеженной дороге, скользкой но очень красивой. Маленькие симпатичные домики на берегу полузамерзшего озера выглядят сказочно, а в темноте все домики украшены рождественскими огнями, в окнах видны светящиеся звезды или подсвечники.
Лангбан это рудник, точнее часть огромной системы рудников, которых в этом районе было очень много и все они связанны между собой глубоко под землей. А еще в этом городе жил изобретатель пропеллера Джон Эрикссон, не знаю как это связано с рудниками, но все равно интересно. Есть еще музей рудного дела, но он работает только летом, а зимой закрыт, поэтому мы в него не попадем.
Это уникальное геологическое месторождение, к котором было найдено около 270 различных минералов.
Лангбанс имеет входов на поверхности, в том числе Nya Schaktet (новый вал) и Loka Schaktet (закрытый вал). Loka Schaktet и Nya Schaktet встречаются дайверам на разных уровнях во время погружений. Один из этих открытых стволов на самом деле является входом под воду. Оснащенный скамейками и лестницами для входа в бассейн, он более чем достоин любого пещерного погружения в стиле Флориды. Шахта имеет основные уровни погружения на 20 м / 65 футов и 50 м / 164 футов, а также другие вторичные туннели между ними, чтобы также исследовать. Одна из особенностей Langbans - это количество и качество артефактов, которые можно увидеть! Инструменты, железнодорожные пути, вагоны и рудные тележки, водяные насосы, лифты и панели управления, а также невероятные висячие мосты - все это можно увидеть.
Собираться приходится под снегопадом, - снег валит крупными хлопьями, пока загидривались подвеска превратилась в маленький сугробик, регуляторы на ребре пришлось поливать из чайничка и все остальные прелести зимнего дайвинга - но что нам снег? Когда там внизу нас ждет история и древние артефакты рудного дела.
Погружение начинается в небольшом колодце в котором оборудованы скамейки и лестница для дайверов. Колодец спускается сразу на 20 метров вниз, пока спускаешься в темноте чувствуешь себя Алисой, которая провалилась в нору, а там такое!! Кованные цепи на стенах выглядят словно золотые, мосты свисающие надо темной бездной, вагонетки, рельсы, механизмы, дверные проемы и все очень древнее, кованное вручную, между уровнями через узкую вертикальную дыру в которой стоит лестница, тунель с зеркальным потолком. Пока стоим декомпрессию рассматриваем хабитаты и декостанцию которые там устроены на 6ти метрах.
Собирать снаряжение приходится под дождем, еще три часа дороги до Стокгольма и к утру будем дома.
Развешиваю сушить снаряжение, собираюсь на работу, а перед глазами стоит этот колодец в котором мы сегодня всплывали и стояли декомпрессию... или это было уже вчера?...
Нам невероятно повезло что мы присоединились к такой замечательной компании, и ребята не только все отлично организовали, но и рассказали много интересного. Поэтому обязательно хочу выразить нашу благодарность организатору мероприятия Anders Olsson Etander и нашему гиду и экскурсоводу Martin Fregelius.
Тем временем, наше болезнь прогрессирует, надо приехать сюда еще и не раз, понырять в каждой майне подольше и поглубже, взять тримикс и скутеры и посмотреть еще больше интересного. А еще есть майны в других странах и может у нас в России что то найдется. Столько еще всего интересного, штольни это целый новый мир.