Найти тему
Artfragment

Одним цветом

Оглавление

В парижском Лувре проходит ретроспектива Пьера Сулажа. Французский художник-абстракционист в декабре 2019 года отметил 100-летний юбилей. А на протяжении последних 40 лет пишет только черной краской. Мы решили вспомнить, кто еще из художников был приверженцем одного цвета.

— Пьер Сулаж стал третьим художником в истории (первый и второй — Пабло Пикассо и Марк Шагал), кто удостоился персональной выставки в Лувре при жизни.

Он был сельскохозяйственным рабочим, но в 1946 году приехал в Париж, а уже в 1947-м после первой выставки в Салоне Независимых стал известен. Темные тона с самого начала главенствовали в произведениях Сулажа. А вскоре художник и вовсе стал писать только черным. И делает это на протяжении последних 40 лет. Сулаж говорит, что черный — это изначальный, первый цвет. Он задает более мощный контраст. Из него художник складывает абстрактные изображения, напоминающие то иероглифы, то причудливые сплетения древесных ветвей. Никто из европейцев не прибегал к использованию черного столь радикально. Краску Сулаж наносил не только широкой кистью, но и специальной щеткой, напоминающей швабру. А еще работал углем и смолой.

Пьер Сулаж, 1963.
Пьер Сулаж, 1963.

— Еще один адепт черного цвета — американский художник-авангардист Эд Рейнхардт.

В конце 1930-х он создал первые конструктивистско-геометрические полотна. И уже тогда четко разделил на холстах цвета. А в 1950-х Рейнхардт начал работу над своей знаменитой серией «Последних черных полотен». На первый взгляд холсты могли показаться непроглядно черными, но на самом деле они были составлены из краски различных темных оттенков. «Черный бывает старым, а бывает свежим. Есть блестящий черный и унылый, черный в солнечных лучах и черный в тени», — цитировал слова японского художника Хокусая Эд Рейнхардт.

Эд Рейнхардт, «Черная картина», 1960-1966.
Эд Рейнхардт, «Черная картина», 1960-1966.

— Возможно, на пути к тому, чтобы окрасить свои работы исключительно в черный, сейчас и Аниш Капур.

Британско-индийский художник в 2016 году получил эксклюзивные права на использование вещества Vantablack — с самым черным цветом в мире. Его изобрела высокотехнологичная компания Surrey NanoSystems. «Это такой черный цвет, что вы не можете этого увидеть. Это недоступно человеческому глазу. Это нереальное вещество нереального качества. В своем творчестве я всегда использовал экзотические материалы из-за того, что они заставляют чувствовать», — отмечал Капур. Вещество Vantablack помогает художнику создавать эффект черных дыр.

Аниш Капур, инсталляция «Падение в чистилище», 1992.
Аниш Капур, инсталляция «Падение в чистилище», 1992.

— Американский художник-минималист Роберт Риман, скончавшийся год назад — в феврале 2019 года, свел свои живописные средства к минимуму: квадратной форме и белому цвету.

Риман продемонстрировал, что визуальная сложность может быть достигнута при помощи ограниченных средств. Он стремился обратить внимание зрителя на изменения текстуры материала и мазков, а также на отношения между закрашенными областями и краем холста. Риман также экспериментировал с экспонированием картин, размещая их очень близко или подчеркнуто разделяя их. С 1976 года художник включил подвесную систему в композицию работ, используя металлические крепления, чья функция была визуальной и практической одновременно.

Роберт Риман, «Без названия», 1961.
Роберт Риман, «Без названия», 1961.

— Конечно, один из самых известных художников «одной краски» — Ив Кляйн.

Он был убежден в главенстве цвета над формой. Вскоре после первой персональной выставки Кляйн отказался от использования каких-либо цветов, кроме синего, розового и золотого. Но именно первый ассоциируется с Кляйном больше всего. Синему художник отдал предпочтение после поездки в Италию и изучения в Ассизи фресок Джотто. Поначалу Кляйна не устраивало, что при смешивании краски с растворителем или маслом цвет терял свою яркость. И тогда художник нашел синтетическую смолу, которая сохраняла изначальный цвет пигмента. С тех пор синий стал фирменным для Ива Кляйна, а в 1960 году он даже получил патент на «международный синий цвет Кляйна».

Ив Кляйн, «L’accord bleu», 1960.
Ив Кляйн, «L’accord bleu», 1960.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.