«Опять потратили кучу денег, а ведь ничего, казалось бы, не купили», — как часто вы произносите эту фразу, раскладывая покупки после похода в гипермаркет? Это значит, что с поставленной задачей не справились — ведь отправлялись в магазин с целью потратить меньше и приобрести все, что необходимо. Предлагаем сделать работу над ошибками и научиться находить если не идеальное, то хотя бы оптимальное решение. Потребуются элементарные знания из школьной программы, немного терпения и мотивация. С нее и начнем.
Кто диктует правила?
Вопрос о том, почему расходы на покупки значительно превышают предварительные расчеты, порой ставит в тупик. На самом деле тайны в этом нет, торговые сети постоянно работают над тем, чтобы увеличить сумму чека. Расположение стеллажей, раскладка товаров, яркие ценники, размер шрифта для указания старой и новой цены или специальных условий скидки, объем тележек, даже очередь на кассе и скорость сканирования штрих-кодов — все для того, чтобы привлечь внимание к одним товарам и отвести глаза от других, заставить протянуть руку к полке и не иметь возможности провести ревизию корзины.
Подробности разнообразных ловушек для покупателя не тема этого текста, сейчас цель — распознать их и использовать в своих интересах. Приз — значительная экономия и ощущение, что в этом состязании за содержимое кошелька счет в нашу пользу.
Типичные ошибки
Многие пренебрегают весьма полезным советом: не ходить за покупками на голодный желудок. Напрасно. Даже в небольшом магазине шаговой доступности есть риск прихватить пару упаковок, например, сосисок и печенья, просто из-за того, что уж очень вкусно пахнет или аппетитно выглядит, а желудок одобрительно отзывается на подобный выбор. Несмотря на то, что пришли за хлебом к сытному ужину, который ждет дома — пригодится.
Еще один полезный совет: постарайтесь не заводить в торговый зал детей, это в разы увеличивает количество спонтанных покупок, поскольку для каждого возраста и роста по соответствующим полочкам разложены соблазнительные лакомства и безделушки. Вы их даже не заметили, а у малыша глаза загорелись, бровки домиком, ручонки так и тянутся — и вот уже в чеке несколько позиций добавилось.
Правильные решения
Итак, если самых распространенных ошибок удалось избежать, переходим к следующему «уровню», учимся распознавать хитрости и оборачивать их в своих интересах. Есть несколько привлекательных моментов, которые помогут сэкономить, если пользоваться ими разумно.
Карты лояльности
Наиболее безобидная маркетинговая программа. Оформляя карту, покупатель предоставляет торговой сети свои данные и получает некоторые привилегии, например, скидку на определенные товары к дню рождения. Рассылки с информацией о проводимых акциях, распродажах и сезонных товарах можно отключить, а если есть принципиальное нежелание сообщать номер телефона или адрес электронной почты, можно отказаться от оформления карты. В конце концов, если в корзине есть товар, на который установлена специальная цена только для владельцев карт, можно обратиться к «соседям» в очереди, обязательно выручат.
Бонусные баллы
Иногда гипермаркет начисляет разнообразные бонусы за покупку определенных товаров или сумму чека, которые впоследствии можно обменять на скидку или подарок. С одной стороны, ни к чему не обязывает, с другой — побуждает «добрать» до необходимой суммы, а затем прийти в магазин повторно в определенные сроки, чтобы воспользоваться предоставленной скидкой. Если покупки в определенном гипермаркете совершаются регулярно, такой бонус может быть полезен, но менять свои планы и тем более ехать в магазин специально, чтобы «сэкономить» незначительную сумму не стоит. Расходы на проезд или бензин и ненужные вещи (скидка, как правило, предоставляется только при условии траты как минимум указанной суммы) сведут выгоду на нет.
Сезонные распродажи
Весьма привлекательные предложения можно встретить в отделах, где находится техника, снаряжение, строительные материалы. Здесь надо сохранять спокойствие и помнить о том, что в специализированных магазинах выбор гораздо больше и цены не выше. К тому же низкая цена может подтолкнуть к необдуманной покупке. Дорогие вещи, которые нужны на короткое время, покупать не стоит даже с большой скидкой — деньги все равно потрачены, хранить неудобно, подарить жалко, продавать лень. Самокат, велосипед или палатку для кратковременной разовой поездки можно взять в аренду, это дешевле и удобнее.
Скидки и неверные равенства
Осторожно!!! Это одна из самых опасных ловушек. Яркий цвет ценника, перечеркнутая цифра «обычной» цены, которую порой трудно рассмотреть, или надпись, которая должна привести в замешательство первоклассника, осваивающего азы сложения (2+1=2, например) — и все, жадность поднимает голову и коварно нашептывает: «Хватай!».
Прежде чем поддаться первому желанию схватить и положить в корзину, хорошенько подумайте. Заметьте, что на продукты повседневного потребления вроде соли и сахара такие предложения, как правило, не распространяются. Если это именно то, что указано в списке покупок, смело берите. В остальных случаях задайте себе один из вопросов, подставив нужные названия и цифры:
- Действительно эти макароны, которые стоили 150 рублей, а сегодня продаются всего за 120, втрое вкуснее тех, что мы готовим всегда, за 40?
- Нужны ли мне три банки зеленого горошка, если я сегодня, впервые за последние полгода, решила приготовить для гостей салат, на который потребуется одна?
- Какой размер колготок у дочки?
- Мы вообще успеем это съесть до истечения срока годности?
Кстати, о сроке годности.
Удачные часы
В конце дня, когда до закрытия остается пара часов, основная масса покупателей, сметающих все с полок по дороге со службы и создающих огромные очереди у касс, уже разошлась по домам поедать и примерять, наступает спокойное время для тех, кто поужинал и составил список необходимых и допустимых покупок. Первая часть включает в себя то, что нужно сейчас, вторая — то, что может потребоваться в обозримом будущем и можно взять, если будет интересное предложение.
В это время, помимо того, что вы не спешите быстро хватать с полок все, не задумываясь, потому что «очень кушать хочется», на нижних, как правило, полках холодильников появляются скоропортящиеся вкусности, срок годности которых подходит к концу. Уценка на такие товары бывает значительная, но на всякий случай выбирайте упаковки с наклейками, указывающими процент скидки или иную информацию о снижении цены. Порой изобретательные продавцы укладывают вместе пакетики разные, и на кассе окажется, что цена не та, на которую рассчитывали. В таком случае смело откладывайте товар с ленты или вернитесь в зал и замените на другую.
Большие упаковки
Те товары, независимо от того, съедобные они, текстильные или шурупообразные, которые используются постоянно, выгодно покупать в крупной расфасовке. Только постарайтесь периодически сравнивать стоимость за единицу или 100 граммов, порой бывает, что дешевле взять несколько маленьких пакетов, чем один огромный.
Фирменная продукция
На полках большинства гипермаркетов можно встретить различные товарные линейки, которые продаются только в этой сети — частные торговые марки (ЧТМ). Стоимость их может быть значительно ниже, чем на прочие бренды. Каждый имел возможность убедиться, что дорогое не всегда лучшее. Так вот, это правило работает и в обратную сторону. Обратите внимание на производителя. Ритейлеры размещают заказы на тех же фабриках и комбинатах, которые производят знакомые линейки товаров, если они устраивают по качеству — смело берите, разницы не заметите, а экономия ощутимая.
Однако, как правило, у каждой торговой сети есть две ЧТМ, бюджетная и совсем дешевая. Между ними разница в качестве может быть значительной. Соль, например, испортить трудно, а товары посложнее, как продукты, так и бытовую технику, все-таки лучше покупать не для того, чтобы пожалеть о покупке.
Экономить не очень сложно, даже интересно. Отнеситесь к очередному походу в гипермаркет как к увлекательному квесту, со временем выработается привычка разумного потребления и появятся свободные средства. К тому же, если грамотно подходить к покупкам, появится свободное время, тоже полезный ресурс. Проведите его с удовольствием и пользой!