Не секрет, что сегодня проблема задержки речевого развития у детей приобрела небывалый масштаб. По статистике каждый 6-ой малыш не начинает говорить вовремя.
Своими глазами мне довелось наблюдать 3 истории, главные герои которых - мальчики, имеющие проблемы с речью. Все они начинались очень похоже, но имели разный конец...
Первая история о моем сыне Вове. Он родился в 2015 году на 36 неделе, но несмотря на недоношенность, производил впечатление благополучного ребенка. Во всяком случае, до 1,5 лет нас ничего не напрягало, даже то, что к этому возрасту он не говорит даже "мама" и "папа". Успокаивали себя, что в остальном все нормально, и ждали первых слов. Но вместо них в 2,5 года дождались диагнозов ЗПРР, сенсо-моторная алалия, аутические черты.
Слезы, переживания, посыпание головы пеплом... Потом обследования, уколы, таблетки, массажи, занятия и... спустя 2 года, наконец, облегчение - ребёнок выправился, догнал сверстников. Остались еще "замечания" от невролога, но уже не такие страшные, не мешающие сыну полноценно жить и развиваться.
Подробнее о нашем пути можно почитать здесь.
Вторая история случилась с сыном моих родственников - Семёном. Он также родился в 2015 году, на месяц позже моего Вовки. Также, до года-полутора его развитие никого не настораживало. Позже начало. Но, к сожалению, не его родителей, а только окружающих. Сёма странно вел себя на детской площадке: никак не реагировал на указания взрослых, типа "не кидайся песком", "иди сюда" итд. Делал, что хотел, бежал, куда хотел, пока мама не догоняла его и не уводила домой. С истерикой.
К 3-м годам Сёма хоть и говорил несколько слов, но привлечь его внимание было очень сложно. То есть, говоришь: "Сёма, привет!" - он, не замечая тебя, идёт заниматься своими делами.
И хотя отличия от сверстников были очевидны, родители Сёмы продолжали верить в то, что "все дети разные" и "вон тот мальчик до 5 лет не говорил, а потом сразу стихи читать начал". Ближе к 4-м за Сёму взялась бабушка: врачи, массажи, уколы, логопеды-дефектологи... За год удалось достичь прогресса: мальчик стал более контактным, начал потихоньку говорить, но задержка психического и речевого развития еще значительная. Коррекция идёт не так быстро, как хотелось бы, но Сёма большой молодец! Надеюсь, эта история закончится благополучно, и Сёма "сравняется" со сверстниками.
Третья история о сыне моих знакомых Матвее. С этим мальчиком я познакомилась, когда он и его родители пришли к нам в гости. Это был далёкий 2012, своих детей у меня еще не было, и я имела весьма отдалённое понятие о том, что из себя представляет ребенок двух с половиной лет. Поэтому я не обратила внимание на то, что он не говорит. Но то, что мне довелось наблюдать позже, меня озадачило не на шутку.
Пока мы с родителями Матвея общались на кухне, мальчик смотрел мультики в зале. Когда я вошла в комнату, по телевизору шли титры, а он прыгал и махал руками...когда титры закончились, он взял пульт, перемотал обратно и снова стал прыгать и махать. Я подумала: "мало ли, ну играет ребенок..." и вернулась ко взрослым, ничего не сказав. Но когда, войдя в комнату через час, я увидела то же самое зрелище, это повергло меня в ступор..если не сказать, что в шок.
То есть, ребёнок целый час смотрит титры и машет руками. Это что вообще? Не надо быть специалистом, чтобы понять, что с мальчиком что-то не так.
Высказывать свои подозрения я не посмела. Много позже я узнала через общих знакомых, что мама Матвея очень обиделась на свою свекровь за то, что та назвала мальчика особенным и предложила его обследовать. Её уверенность в том, что с сыном все нормально сохранялась и тогда, когда он не заговорил в 5, и когда он начал бить и кусать детей в детском саду, и когда воспитатели пытались донести ей, что мальчика надо показать специалисту.
Дошло до того, что родители одногруппников Матвея стали требовать, чтобы его убрали из группы.
Коллективное давление сделало своё дело, и мальчика, наконец отвезли к неврологу и начали лечить. Выяснилось, что Матвей не понимает обращенную речь, соответственно это мешает ему заговорить, плюс есть проблемы с памятью. Лечение шло со скрипом, и ситуация осложнилась тем, что в возрасте 6-7 лет, у Матвея диагностировали эпилепсию. Несколько раз у него случались приступы, после которых был виден откат в развитии. Мальчик получил инвалидность.
Сейчас Матвею 8, он ходит в коррекционную школу, говорит несколько слов. К сожалению, я не знаю всех диагнозов и подробностей лечения Матвея, поэтому привожу только общую картину.
Вывод: эти истории написаны не для осуждения мам мальчиков, а для того, чтобы наглядно проиллюстрировать цену родительского "подождём до 3х - заговорит".
Учитесь на чужих ошибках. Не ждите, если материнское чутье подсказывает, что с малышом что-то не так. Сегодня это может коснуться каждого((( Чем раньше вы найдёте квалифицированную помощь, тем больше шансов на здоровое будущее ребёнка!
Всем добра🤗
Ваша СОВРЕМЕННАЯ МАМА
Рекомендую почитать:
Как помочь ребенку заговорить, если ему 2,5 года, и он все еще молчит
ИСТОРИЯ МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ НЕ ГОВОРИЛ, ИЛИ КАК МЫ ВЫТАЩИЛИ СЫНА ИЗ ЛАП АУТИЗМА