Найти в Дзене
Bloxy.school

Метод PRO-учителя: ПРАВИЛЬНО ЕСТЬ ПРАВИЛЬНО

Оглавление

В чем кроется задача педагога, при ответе ученика на вопрос? Помочь ему ответить максимально раскрыто, если возникают трудности. Часто ученики, как только слышат оценку «хорошо»/«правильно», перестают прилагать усилия. И вы сильно рискуете, когда называете правильным то, что на самом деле таким не является. 

Ключевая идея методики «Правильно есть правильно»

Устанавливайте для класса высокие стандарты правильности.

Признавайтесь, было такое, что при почти правильном ответе ученика, вы округляли его в большую сторону? То есть, приняли ответ, повторили его, сами дополнили информацией, которая полностью делает ответ верным. 

Пример. Урок литературы. Вы спрашиваете ученика: какие отношения были между Монтекки и Капулетти в начале трагедии? Ответ ученика: они не любили друг друга. И вы, довольные «правильным» ответом, ставите ученику «+». Но ведь упущена важная деталь: враждовали они уже не в первом поколении.

Что происходит?

  • Учитель устанавливает низкий уровень стандартов правильности. 
  • Дети понимают: и ответ могут зачесть как правильный, даже если это не совсем так. 
  • Педагог ослабляет мыслительный процесс детей, выполняя за них познавательную работу. А ведь можно было задать наводящие вопросы.

Важно! Если ответы почти правильные, нужно донести до ученика, что он почти сделал то, что надо. Ход мыслей верный, идеальный ответ вот-вот будет получен, надо лишь еще много подумать.

-2

Что делать?

  • Повторите ответ ученика, чтобы он услышал свои слова из ваших уст и внес нужные дополнения, например: «Итак, как ты говоришь, Капулетти и Монтекки не любили друг друга…».
  • Сделайте небольшую паузу или подтолкните ученика, подскажите, что это еще не все. Задача - добиться того, чтобы ученик САМ выдали полную и абсолютно правильную версию ответа.

Добиваясь от ученика абсолютно верного ответа, вы показываете классу, что заданные вами вопросы действительно важны. Также, вы показываете детям, что уверены в их знаниях, показываете им разницу между не требующим особых усилий и поистине научным подходом к дискуссии.

Осторожно! Используя эту методику, вас могут поджидать 4 ловушки. Выделяют 4 категории в рамках методики «Правильно есть правильно».
-3

1. Добейтесь правильного ответа. 

Если в правильном ответе чего-то недостает, ответ становится со знаком «минус». Не говорите эти страшные слова: «Правильно! Но кое-чего недостаетс. Так вы оказываете медвежью услугу детям, ведь в вашем классе действует правило: «правильно» - это полный ответ на вопрос.

Чтобы сохранить позитивный настрой обсуждения, похвалите ученика за старания, но донесите, что он должен сделать последний шаг до победного ответа.  Используйте такие фразы: 

  • Мне понравился твой ответ. А может, теперь ты доведешь нас по этому пути до самого конца?
  • Мы почти у цели. Как ты думаешь, что еще осталось?
  • В целом мне почти все нравится…
  • А попробуй-ка развить свою мысль еще чуть-чуть...
  • Хорошо, но есть еще кое-что.
Как вариант: повторите слово в слово ответ ученика с акцентом на неправильные/отсутствующие детали.
-4

2. Добейтесь правильного ответа на поставленный вопрос. 

Школьники тоже хитрые бывают. Вы задали вопрос, а ответа он не знает. Чтобы не схлопотать «двойку» он отвечает на совершенно другой вопрос или говорит что-то трогательно-отвлеченное.

Пример. Урок литературы. Обсуждение фрагмента из «Ромео и Джульетты». Ученик не может сказать место действия каких-то событий, и произносит задумчивое «Это так похоже на мою жизнь»... Ну как оставить это без внимания! И учитель, сам того не замечая, переключается на другую тему. Дети такие моменты схватывают быстро: уже скоро эти будут пользоваться все ученики. 

Запомните: «Правильный» ответ на любой вопрос, которого вы не задавали, – это неправильный ответ. Настаивайте, чтобы ответ был именно на заданный вопрос, а если так хочется, то к предложенной теме можно вернуться позднее.

Кстати! Очень часто это можно встретить на уроке русского языка: вы просите ученика дать определение слову «глагол», а в ответ слышите пример: бегать/прыгать. Иногда можно упустить, что ответы то верные, но не на поставленный вопро
-5

3. Добейтесь правильного ответа на поставленный вопрос в нужный момент. 

В каждом классе есть умные ученики, которые при ответе на вопрос забегают вперед, рассказываю даже то, о чем не спрашивали. Принимать ответы, которые выпадают из нужной последовательности, не есть правильно.

Объясняем почему. Урок физики. Вы просите рассказать о втором этапе решения задачи. А ученик описывает полностью ее решение. Если вы примите ответ до того, как будут описаны все этапы решения, остальные дети не смогут в полном объеме разобраться в самом процессе.

Обучить процессу важнее, чем просто получить правильный ответ.
-6

4. Поощряйте использование технических терминов. 

Что делает хороший педагог? Он учить отвечать на вопросы, используя специальные термины. Относится к абсолютно любому предмету. Это обогащает словарный запас учеников. Со временем они будут уверенно использовать термины и смогут легко сориентироваться в разговоре. Это полезный навык, который пригодится им в будущем.

P.S подписывайся на нашу группу ВК и Instagram: интересная информация для педагогов каждый день

Следите за нашим каналом! Совсем скоро - новая практическая методика Дуга Лемова 😎