Найти в Дзене

Пражский Голливуд (часть 1)

Остров Кампа нередко называют пражской Венецией. Но была в Праге когда-то и своя Калифорния — это район Баррандов. Чешский предприниматель Вацлав Мария Гавел вернулся в 1920-х годах на родину из США (его отцом был другой Вацлав Гавел, который, в частности, построил Palac Lucerna на Вацлавской площади, а его сыном был еще один Вацлав Гавел, который станет последним президентом Чехословакии и первым президентом Чехии). Он восторгался Калифорнией и решил создать в Чехии свою Калифорнию, со средним классом, зажиточным и высокообразованным, и с современным жильем – виллами в духе модного тогда функционализма.

Вацлав Мария Гавел, создатель пражской Калифорнии
Вацлав Мария Гавел, создатель пражской Калифорнии

Одна из вилл, сохранившихся до наших дней, принадлежала его младшему брату Милошу, активно занимавшемуся развитием семейного кинобизнеса и нередко считающемуся первым чешским киномагнатом. Здесь же немного позже появится ресторан «Баррандовские террасы». Этот ресторан с террасой, способный вместить до трех тысяч гостей, пражская богема в 1930-е годы будет считать одним из самых модных мест города. В немалой степени потому, что выглядел он совсем не по-пражски, а очень даже по-американски. Проект ресторана был создан под впечатлением от Cliff House в Сан-Франциско, только там вид открывался на океан, а здесь на реку Влтава.

Так сегодня выглядит киностудия Barrandov
Так сегодня выглядит киностудия Barrandov

Но международную известность Баррандову принесла созданная здесь киностудия. Упоминавшийся выше Милош Гавел еще в 1921 году создал акционерное общество AB, чтобы развивать кинобизнес. Когда его старший брат поделился с ним планами насчет собственной Калифорнии в Праге, Милош предложил добавить к виллам и ресторанам студию для съемки фильмов.

Здание студии, которая до 1945 года называлась «Киностудия AB в Баррандове», спроектировал Макс Урбан. Он получил образование в области архитектуры, но, закончив Чешский технический университет, сначала посвятил себя кинематографу. В 1912 году Урбан и его жена, актриса Андула Седлачкова, создали компанию ASUM, за два года выпустившую 18 довольно коротких художественных фильмов. Урбан, как правило, принимал участие в съемках в качестве режиссера и оператора, но случалось ему и писать сценарии, и сниматься как актеру. Однако проект прогорел, и справиться с финансовыми трудностями не удалось. К тому же началась Первая мировая война, а после нее Макс Урбан предпочел строить карьеру архитектора.

Заброшенный ресторан "Баррандовские террасы"
Заброшенный ресторан "Баррандовские террасы"

Строительство баррандовской киностудии началось 28 ноября 1931 года. По тем временам она была одной из самых продвинутых в Европе по техническому оснащению. А, может, и самой продвинутой. Урбан не только использовал свои архитектурные навыки, но и припомнил, как сам занимался киносъемками, и постарался спроектировать здание, которое идеально подходит для создания фильмов. В 1939 году общая площадь комплекса составляла 45 000 квадратных метров, и на ней разместились административные кабинеты, мастерские, в которых делали костюмы и декорации, огромные склады реквизита, множество съемочных павильонов.

В 1937 году на Международной выставке искусства и техники, проходившей в Париже, Макс Урбан получил Гран-при за проект киностудии в Баррандове.

Первый фильм студии, детектив режиссера Сватоплука Иннемана «Убийство на Островной улице», увидел свет в 1933 году. После этого популярность района Баррандов резко возросла. «Баррандовские террасы» стали культовым местом, и сюда нередко приезжал обедать президент Чехословакии Т. Г. Масарик. Бизнесмены заключали здесь важные сделки, а политики за обедом или ужином вели закулисные переговоры. Правда, в десять часов вечера ресторан закрывался, что не очень-то устраивало богему, готовую кутить до утра. Поэтому рядом открылся ночной клуб Trilobit bar – специально для актеров, режиссеров и их поклонников, не желающих рано возвращаться домой.

Афиша фильма "Убийство на Островной улице"
Афиша фильма "Убийство на Островной улице"

Съемки в те времена не занимали много времени. Так, Мартин Фрич, автор одной из первых экранизаций "Бравого солдата Швейка", снял в 1939 году комедию "Кристиан" всего за семь дней. И даже если кому-то требовались на съемку фильма не одна неделя, а две, Чехословакия с легкостью выпускала до ста кинокартин в год. В 1931 году в чехословацком прокате было 148 звуковых фильмов, а через семь лет их стало 1268. И большинство из них создавалось на Баррандовской студии.

Во времена Первой республики (1918-38 годы), которые многие считают "золотым веком" Чехословакии, Баррандов, от вилл до киностудии и ресторана, стал своеобразным символом предпринимательского успеха. А потом была война. Начался закат Баррандова.

Прежде, чем перейти ко второй части, поставьте, пожалуйста, лайк, и подпишитесь на мой канал. Больше лайков и подписок - больше интересных материалов на канале.

Продолжение ждет вас ЗДЕСЬ.

Кстати... А вы любите чешский кинематограф?

#история #кино #туризм #европа