А не спеть ли мне песню, о любви?
Вот этим и занялась итальянская писательница Сара Раттаро, работая над своим третьим бестселлером: «Я сделаю с тобой все, что захочу». И снабдила начало каждой главы отрывками из самой яркой любовной классики: «Тристан и Изольда», «Орфей и Эвридика», «Отелло».
Счастливая любовь как правило продолжается рождением ребёнка. Так и вышло. Хотя, на первый взгляд, героиня совершенно этого не планировала и даже не заслуживала. В начале романа от героини тошнит. Как от «Девушки в поезде» Полы Хокинс. Та пила и преследовала бывшего мужа, Виола из «Я сделаю с тобой все, что захочу» вместо этого изучает все виды супружеской измены. Их в романе выделено четыре, по версии Фрэнка Питтмана, психолога, исследовавшего неверность.
«Существует четыре вида неверности: пассивная неверность, вызванная собственной неразборчивостью; романтическая измена, происходящая при встрече с кем-то привлекательным в момент глубокого кризиса в постоянных отношениях; утешительная измена, которая становится отдушиной в браке, не желающим ни закончиться, ни возродиться; измена «бабника», который получает удовольствие от процесса завоевания».
Один вид измены не исключает другой, и Виола пробует все. Пока обожающий муж помогает дочери готовить уроки, жена, не желающая «жить по правилам», владелица галереи и мать семейства, принимает ванну, натягивает чулки и впрыгивая в шпильки, уходит на свидание с очередным мужчиной.
Но ни ее идеальный муж, ни дочь подросток отсутствия матери даже не замечают. Из этого следует, не только то, что у этой европейской семьи огромная квартира, но и то, что кому-то в браке не хватает внимания.
Зато в очередном гостиничном номере:
«В голове туман - от запаха его туалетной воды. Он сжимает мою руку в своей, и все, что было прежде, теряет смысл».
Был период, когда мы с подругами читали друг другу такие отрывки из романов серии Арлекин.
«Мое тело повинуется его желанию, я стою спиной к стене, обняв его руками за плечи, и едва могу пошевелиться».
И так далее, в таком духе.
«Я его захотела: его запаха - алкоголя, табака, и только что съеденного ужина, его красных губ, его идеально выбритых щёк, его широкого торса, его мягкого живота, его ног между моих...»
Прошло время невинных иллюзий в духе «Консуэло» Жорж Санд. И нам уже трудно заинтересоваться подробными перечислениями приключений малютки Клодин из взорвавших мир в начале прошлого века романов Колетт Сидони Габриэль. Настало время откровенного реализма. И Виола из «Делай со мной все, что хочешь» принимает новые правила игры. Как самостоятельно мыслящая современная женщина будет учиться на собственных ошибках, пока не случиться самое страшное. Ее дочери потребуется пересадка печени, и выяснится, что взять ее можно только у Виолы.
Любая хорошая история складывается быстро и просто. А впечатление оставляет надолго. Так и книга
Сары Раттаро - читается за один день, а потом в памяти ещё долго звучит словно крещендо Мадам Баттерфляй в конце спектакля. В том месте, где она плывет в лодке, а в зрительном зале все рыдают.
Сущность жертвоприношения, не утратившего смысла со времён, когда орёл клевал печень, прикованного к скале, Прометея, несмотря на достижения современной науки, на правила эпохи феминизма и на постигшую мир сексуальную революцию, осталась прежней.
Мать прикована к той же скале, любовью к дочери, крепче, чем цепью, и гнев богов не последнее, что приходит на ум как причина, по которой она там оказалась.
Есть в мире места, где боги ещё живы. И финал романа «Я сделаю с тобой все, что захочу» это убедительно подтвердил.
Анастасия Розанова