Уволили тут недавно губернатора Чувашии с формулировкой «за утрату доверия». На минуточку, решение по таким увольнениям принимает лично президент Путин, а сама формулировка означает, что есть серьезный косяк (публичный или нет – не важно), терпеть который верховная власть уже не может. Кто не в курсе про саму историю – здесь можно почитать подробнее.
Ситуация не новая, раньше такое было и с «макарошками», и с «не просили вас рожать», ну может статус забаненных чинуш был поменьше. После Чуваша разгорелся скандал с керченскими «чиновницами в шубах» (типичная охота на ведьм).
Само по себе все это не очень интересно. Но если попробуем сложить все в систему, то картинка получается следующая:
1. В современном обществе (информационном, постиндустриальном, как хотите) упаковка важнее содержания. Упаковка и внешняя видимая картинка и создают тот образ, в который верят люди. Можно назвать это какртинкой или модным словом "бренд", суть от этого не меняется. Всем структурам крайне важно как они выглядят и что о них думают. Поэтому корпорации тратят миллиарды на рекламу и маркетинг, а государства – на пропаганду.
2. Тотальный интернет работает в обе стороны: обывателя конечно обрабатывают 24/7 из каждого утюга (прямо сейчас мы делаем это с вами), но и он может молниеносно слить компромат в сеть, «дабы дурь каждого видна была», как и завещал Петр Великий. То есть любой конфликт или инцидент любой "вася" может сделать публичным и громким.
3. При этом следует различать новости (то что важно и следует знать многим) и «новости» (то что вы видите в ленте любого крупного сайта и соцсети).
4. У российского государства, дай ему бог здоровья, традиционно пиар и обратная связь хромают. Результат: государство не умеет перехватывать повестку, создавать инфоповоды, отбивать явную дезинформацию. В итоге даже если сделано что-то полезное и важное в масштабах страны – про это никто не знает или это уже обгадили 10 топ-блогеров. Государственная пиар машина всегда минимум на шаг отстает от повестки, всегда работает вторым номером и всегда находится в позиции защиты.
Пример – недавняя новость про «отмену ПУТИНЫМ детского пособия 50 рублей», которая на самом деле является новостью о росте пособия в 200 раз. Это как стакан - который одновременно наполовину и пуст и полон. Одну и ту же информацию можно подать кардинально разными способами, которые могут создать негативное восприятие положительной новости. Этим и занимаются пиарщики, а техзадания им дают политтехнологи.
5. Наверху ситуация постепенно меняется. В принципе, сам Путин является ходячим мемом и пиар-кампанией самого себя. Новый премьер Мишустин также начал правление с разгрома пресс-служб министерств и ведомств, которые не умеют нормально объяснять людям суть изменений в законах. Но в регионах по-прежнему колхоз и хамство, которые полностью перечеркивают все начинания сверху.
Выводы в студию!
Чиновников начали снимать не за само хамство (на это всем наплевать), а за репутационный урон федеральному центру. Напомним, эффективность работы губернаторов официально теперь увязали с доверием населения к президенту, потому что глядя на губеров население делает вывод о Москве, которая их назначает.
Государство взялось за свой имидж и репутацию. А это небольшой намек на то, что обратная связь от населения все-таки доходит и крайнюю необходимость изменений ( по крайней мере картинки) наверху осознают.
Снимают как правило людей, без которых система и так продолжит работать и которых «можно» снять. Тот же Чубайс уже наплевал в душу людям на 10 отставок, а все работает.
Увольняют также тех хамов, по ком и так уже отставка давно плачет (перешли кому-то дорогу, не тянут свои обязанности).
Избирателям все это очень нравится, публичное шельмование и улюлюкание – это наше все.
Власти спускают пар народного недовольства, отвлекая населения от реальных проблем. И правильно делают, деньги и власть любят тишину.