Торговля на пространствах Евразии при Монгольской империи приобрела необычайно широкий размах.
Купцы в Монгольской империи, впервые в истории получили мощную поддержку от государства в виде займов, правовой защитой ("пайцза") и обеспечении их транспортным обеспечением ("ямы" - почтовые станции).
Такое внимание со стороны государства вызвало огромный подъем торговли на всем пространстве Евразии от Балтийского моря до Тихого океана. Особенно на этой торговле богатели новгородские и иранские купцы.
Монгольские ханы не остановились только на налаживании межрегиональной торговли. У них в задумках появилась идея создание Всемирной торговой организации, которая смогла бы подмять под себя все региональные купеческие гильдии, не ограничиваясь только сбором с них налогов. Если бы такая идея реализовалась, то она стала бы приносить такой же доход, как признание доллара эквивалентом для золота в настоящее время.
В конце 13 века смуты и междоусобицы между чингизидами стали приносить громадный урон межрегиональной торговле в рамках Монгольской империи. Купцы опасаясь репрессий стали намного меньше посещать территории враждующих чингизидов.
Особенно от этого страдали среднеазиатские купцы улуса Чагатая (Средняя Азия), не имевшие выхода к морю как в других монгольских территориях. Среднеазиатские купцы были в основном перекупщиками, а Средняя Азия своеобразным перевалочным пунктом (хабом) между Китаем и ближневосточным регионом.
Поэтому задумка о создании возможности для беспрепятственной международной торговли осенила именно правителя Чагатайского улуса Дуве (1282-1307 годы правления), которым был выдвинут план восстановления Монгольской империи как федеративного государства, где правители улусов должны были номинально признавать власть верховного каана рода Толуя (династия Юань) - сына Чингисхана.
А самое главное, чего добивался Дува - это возможности беспрепятственно торговать купцам на всей территории Монгольской империи, взаимное признание их свидетельств на право торговли (пайцза), неприкосновенность жизни и имущества трейдеров.
К планам Дувы благосклонно отнесся каан Тэмур.
В 1304 году при содействии Тэмура иранский правитель - ильхан Олджэйту и золотоордынский правитель Тохта присоединились к соглашению о создании федерации и зоны свободной торговли на всей территории Монгольской империи.
Так появился прообраз Евразийского экономического сообщества.
Но чагатаид Дува не хотел удовлетворяться только ЕВРЗЭСом и мечтал о создании давно витавшей в умах мысли о Всемирной торговой организации (какое название было в голове у Дувы автору не известно, поэтому он назвал ее аналогом из современных реалий).
Теперь он и другие чингизиды стали рассылать письма европейским правителям, где уведомляли что все монгольские правители объединились и теперь все дороги для негоциантов (в том числе и западных) открыты. Он призывал европейцев присоединиться к зоне свободной торговли (наименование современное, а как называли это монголы не известно).
Одно такое письмо (датируется 1305 годом) к французскому королю Филиппу Четвертому от ильхана Олджэйту дошло до нашего времени по сведениям российского востоковеда В.Бартольда (10 лекция о тюрках в Средней Азии) . Аналогичные письма были посланы другим правителям Европы, в том числе английскому королю Эдуарду Первому.
Указанное соглашение между чингизидами конечно не положило конец междоусобицам. Но это был официальный акт подписанный всеми монгольскими правителями, который узаконил торговлю в рамках региона.
Теперь купцы могли легитимно торговать на всем пространстве империи - от Балтики до тихоокеанского побережья
Также и письма к европейцам частично возымели свое действие и торговые сообщества Европы начали посылать своих представителей в монгольскую империю. Это послужило причиной активизации международной торговли в регионе.
На всем протяжении Великого шелкового пути из Пекина в Русь была создана торговая инфраструктура - почтовые ямы, караван-сараи, склады. Эта торговля приносила наибольший доход государству в Монгольской империи. В рамках империи свободно передвигались людские и материальные ценности, и в Каракоруме (столице Монгольской империи) можно было встретит как оборотистых новгородских купцов, русских ратников, нанимавшихся в охранные полки юаньских правителей (активно воевали за монголов в Индокитае), так и иранских, тюркских, арабских купцов.
Это было славное время, которое к сожалению закончилось после того как Китай сбросил иго монгольской династии Юань в конце 14 века. Китайцы не захотели торговать через посредничество своих недавних поработителей. Затем Великий Тимур окончательно добил Шелковый путь, разрушив всю инфраструктуру в войнах против Золотой Орды. С начала 15 века Шелковый путь переместился южнее и стал идти через иранские порты.
Это стало причиной постепенного падения Золотой Орды, могущество которой основывалось на торговле.