Найти тему
Скриббл

Диагностика вместо обучения (ВПР и другие беды)

стоп-кадр из выпуска новостей
стоп-кадр из выпуска новостей

В школах началась подготовка к ВПР – учить детей некогда. Скоро на обучение времени вообще не останется – будут только проверки и диагностики. Как это влияет на учёбу?

Первая четверть – это повторение изученного забытого на каникулах, во второй начинается обучение, а дальше…

Поскольку ВПР (всероссийская проверочная работа) важный показатель эффективности, школы изо всех сил стараются «подготовиться»… так, как это понимают чиновники. Поэтому подготовка к ВПР начинается за месяц, а то и больше, за это месяц проходит: школьная диагностическая работа (два урока работа, два урока подготовка, урок проверка), городская диагностическая работа (два урока подготовка, два урока работа, урок проверка), краевая диагностическая работа (два урока подготовка, два урока работа, урок проверка) и наконец, собственно ВПР (два+ урока подготовки, два урока работа, урок проверка). Это 20 часов минимум, которые просто изымаются из программы. Даже для математики, которой в нормальной школе минимум три урока в неделю, это минимум 4 недели обучения (на практике больше)! Для тех, кто не в курсе, всего в учебном году выпускных классов 35 недель обучения.

Далее, разумеется, идёт подготовка к четвертной контрольной работе, на которой галопом по европам, за 2-3 урока дети «ознакамливаются» с учебным материалом за целую четверть, затем четвертная контрольная работа, и работа над ошибками. Обратите внимание! Нормативы запрещают проводить контрольную работу на последней неделе обучения, так что всё это должно поместиться на предпоследней неделе. На последней неделе четверти – только обобщение пройденного материала… а откуда ему взяться, пройденному, если всю четверть проводилась только диагностика?

И это ещё не всё! Также в третьей четверти идёт подготовка к досрочному этапу проведения Государственной Итоговой Аттестации (ГИА, в т.ч. в форме ЕГЭ и ОГЭ), как правило, проводящейся в конце февраля-начале марта. Люди же не дураки, и запасаясь справками, пытаются протиснуться на досрочный этап, чтобы основной этап оставить себе в запасе – это многим удаётся, бывает на досрочный этап идёт по полкласса. Естественно учителя в авральном порядке занимаются натаскиванием на экзамен, обучать опять некогда.

Помимо этого, учитель обязан пройти курсы для участия в ЕГЭ, по одному из направлений: технический специалист, организатор в аудитории, организатор вне аудитории, разумеется это в свободное от работы время. В конце курсов экзамен. Изначально на него отводилось три попытки, но многие учителя (да в общем все) все три попытки проваливали, и так косили от ЕГЭ, поскольку кроме учителей назначать туда некого, эта лавочка была прикрыта, и теперь попыток бесконечное множество – сдаёшь пока не сдашь. Требования меняются каждый год, поэтому изучить один раз и на всю жизнь нельзя, отказаться нельзя, подглядывать в бумажку запрещено (камеры), за любую ошибку – штраф.

Разумеется, о какой-то подготовке к урокам речи уже не идёт – на неё просто нет времени.

Так проходит третья четверть, и наступает четвёртая, а она уже полностью посвящена подготовке к ЕГЭ.

ИТОГО: на обучение детей в выпускных классах, по сути дела остаётся только одна четверть – вторая, остальное время повторения и диагностики.

Т.е. после внедрения ВПР, все темы, которые по КТП изучаются в выпускном классе по факту, не изучаются вообще. Производная, интеграл, экстремумы, анализ графика – этого просто никто не знает. И ладно бы интеграл – действительно сложная тема. Но производную дети всегда воспринимали хорошо, теперь же не понимает никто – учителям некогда было объяснить.

Я говорю о математике в выпускных классах, потому что она меня касается, но все те же самые замечания касаются ЛЮБОГО класса и ЛЮБОГО предмета. ВПР начинают сдавать с 4го класса, и в КАЖДОМ (sic!) классе от каждого предмета он забирает МИНИМУМ месяц обучения. Месяц обучения – это 1/7 часть ВСЕГО времени обучения, и примерно 1/5 от собственно обучения (за вычетом повторения в начале и конце года)…

…и не забывайте, что разработчик всей этой системы теперь возглавил министерство – «…то ли ещё будет ой-ой-ой…» (с)