Найти в Дзене
Екатерина Белкова

Мудрость предков для детей. Сказ об усах. Диалоги бабушки и внучки

РАССКАЗКА 8-я - Усы    – Здравствуй, бабуленька! Я к тебе с вопросами!    – Это здорово, моя милая, я андыль спасу нет, как люблю на все твои «как да почему» отвечать! И тебе здравия, тоже! Что за пазухой у тебя?    – Ты мне когда про усы да науз рассказывала, я и не осознала, сколько на ум сразу однокоренных слов со словами уз и ус пришло! Узлы, узда, устье, и ведь даже наша речка – Уса! Она же должно быть и изгибается как усик! – Всё верно, внученька, только вот в школе твои размышления-то и не поймут. Разве только те, кто тоже изводами интересуется да уроки «Русской школы русского языка» у дяди Витали Сундакова смотрят.    – Почему же, баба?    – Да потому, что после 1917 года правила-то в языке стали совсем иные, безо́бразные. Слова разбирать стали як по «кирпичикам», и слово «матрёшка», например, корнем будет иметь почти всё слово – «матрёшк», исключая лишь окончание. А ведь сколько у матрёшки общего с матерью, материей, матрицей даже. И у всех этих слов корень один – мат. Ежели г

РАССКАЗКА 8-я - Усы 

 

– Здравствуй, бабуленька! Я к тебе с вопросами! 

 

– Это здорово, моя милая, я андыль спасу нет, как люблю на все твои «как да почему» отвечать! И тебе здравия, тоже! Что за пазухой у тебя? 

 

– Ты мне когда про усы да науз рассказывала, я и не осознала, сколько на ум сразу однокоренных слов со словами уз и ус пришло! Узлы, узда, устье, и ведь даже наша речка – Уса! Она же должно быть и изгибается как усик! – Всё верно, внученька, только вот в школе твои размышления-то и не поймут. Разве только те, кто тоже изводами интересуется да уроки «Русской школы русского языка» у дяди Витали Сундакова смотрят. 

 

– Почему же, баба? 

 

– Да потому, что после 1917 года правила-то в языке стали совсем иные, безо́бразные. Слова разбирать стали як по «кирпичикам», и слово «матрёшка», например, корнем будет иметь почти всё слово – «матрёшк», исключая лишь окончание. А ведь сколько у матрёшки общего с матерью, материей, матрицей даже. И у всех этих слов корень один – мат. Ежели глубже смотреть в образ слова, в его значение, в то, что он в себе через лета и летопись пронёс, то легче будет узреть истинный его смысл и связь с другими подобными ему словами. Эвона как, внучка, я тебе завернула! Ты даже если непонятно – слушай, да науз наматывай! Имеющий уши да услышит, а ежели сейчас непонятно – потом вспомнится, когда время прояснения придёт. 

 

– Мотаю покуда. Бабуль, а зачем нужны усы? Нешто на них тоже что-то наматывать нужно? 

 

– Эк, милая, в какой-то мере, в какой-то степени…На самом-то деле, усы – что у кота, что у таракана, что и у человека – для чуйки даны. Это, ежели тебе угодно, внешняя нервная система. Окончания нервные. А нервы у нас за связи отвечают, за нейронные связи – видишь сколько у усов да у связей-уз общего? 

 

– Да! Куда ни глянь – сплошное единство везде! 

 

– Это хорошо, что ты с малых лет до этого понимания доходишь. Некоторые лишь через уровень противоречий приходят к тому, что всё в мире – едино, а тебе только остаётся ловить связь да наматывать науз! 

 

– Бабуль, так вот почему наш дядя Миша такой проницательный-то! У него борода да усы – вон какие длинные! 

 

– А я тебе о чём, внучка! И реакция у него отличная! Потому что чуянье-то во всей красе проявлено. Ибо для мужчины усы да борода – что для девицы коса – богатство Рода! 

 

– Согласна, бабушка, мне так нравятся бороды и усы у мужчин – они сразу сказочными с ними становятся, ну вот настоящие Волхвы да Баяны! Чудесами от них веет. Как и от девушек с косами нескончаемыми. 

 

– А то! И неколи нам на чужестранные моды равняться – у нас своя есть, самобытная, и не мода, что скоротечна, словно настроение девицы на выданье, а культура. Самая что ни на есть, и уходит она корнями своими вглубь веков. Этому и подтверждения не нужны – каждый наш человек это своим нутром чувствует. Ты вот чувствуешь? 

 

– Как же не чувствовать, бабушка! Когда ведь я и по глазам твоим вижу и без слов понимаю. 

 

– То-то. Чуй да науз наматывай, внучечка.