Найти тему
Божественные комедии

"Сита и Рама". 6-7 серии. Беседа мудрецов и про'клятый ашрам

Встревоженные братья устраивают настоящий переполох и притаскивают к Раме самого гуру. Рама рассказывает учителю о странных снах, посещающих его каждую ночь. Васиштха находит способ успокоить юношу. Нет ничего странного в тревоге за тех, кого любишь.

В это время в Митхиле царь Джанака собирает в своем дворце самых уважаемых мудрецов, чтобы устроить между ними дискуссию и по итогам решить, кого выбрать в наставники дочерям. Самый почтенный из явившихся брахманов некий Ягьявалкья (кажется, так его имя звучит), пришедший с двумя женами.

Кадр из фильма. Кажется, именно этот мудрец приходил убеждать Джанаку, что Сита послана ему в дочери...
Кадр из фильма. Кажется, именно этот мудрец приходил убеждать Джанаку, что Сита послана ему в дочери...

А самой дурной славой пользуется некая ученая дама по имени Гарги. Во всяком случае, царице Сунайне эта дэви ужасно не нравится. Царица обвиняет ее в гордыне и скверном характере, а вот Ситу Гарги заинтересовала.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Последним появляется мудрец Гаутама, также пользующийся всеобщим уважением, он поясняет, что пришел увидеть Ситу, чье рождение сопровождалось чудесами и преобразило Митхилу. Он надеется стать ее наставником.

Царь объявляет диспут, обещая мудрейшему тысячу коров. Затея сперва не клеится, ибо брахманы готовы без долгих рассуждений отдать пальму первенства и всех коров Ягьявалкье. Тот не согласен: обещали интересное обсуждение Вед, а так оно не состоится. Дерзкая Гарги немедля поддерживает идею диспута: она начинает задавать Ягьявалкье каверзные вопросы. Мол, вы, достойный мудрец, целибат не соблюдаете, как оно -- не мешает поиску истины? Ведь семья отвлекает и заставляет обращать взор к мирскому. Царица сидит как на иголках -- похоже, боится, как бы брахманы, увлекшись, не подрались.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но опасения напрасны. Ягьявалкья все понял правильно. Он очень красиво говорит о любви, приводя в пример Землю и Солнце: если любовь бескорыстна, лишена эгоизма, свободна от неправомерных ожиданий и требований, она совершенно не мешает познанию истины, даже наоборот. Очень благородная речь, с которой я совершенно согласна, но должна уточнить, что применима она лишь в том случае, если супруги -- порядочные и действительно любящие друг друга люди. Иначе кому-то непременно сядут на шею, время наше калиюжное!

Гарги без малейшего огорчения признает Ягьявалкью победителем, тот в ответ хвалит умение задавать интересные вопросы: Гарги явно порадовала его больше, чем те, кто почтительно сдался без борьбы. Дивные люди, приятно с такими дискутировать, на наших бы форумах таких побольше! Брахманы радостно присуждают мудрецу коров. Сита с восхищением и интересом смотрит на обоих оппонентов, а после подходит к Гарги, прося принять ее ученицей. "После того, как я проспорила?" -- смеется Гарги. Сита отвечает, что хочет обрести такую же смелость и умение задавать правильные вопросы. Царица тревожно смотрит на ученую, обнимающую принцессу, она явно не в восторге.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В этот миг вбежавший придворный докладывает, что случилось несчастье: собранная для мудреца тысяча коров разбежалась. Как такое могло произойти, и что за муха их покусала -- не озвучено. Ладно, допустим, что это Притхви-Земля сотворила чудо, дабы умножить славу своей дочери Ситы. Тем более, что Сита немедля заявляет, что раз мудрец Ягьявалкья явился сюда ради нее, то она тоже пойдет искать коров, ведь нельзя же оставить его без обещанного подарка, нехорошо выйдет. Мудрец вежливо отказывается, не желая доставлять царю лишние хлопоты, но Джанака тоже настроен исполнить обещание уже ради репутации царства: а то скажут еще, что царь Митхилы обещал святому риши коров, а сам зажал обещанное.

Сунайна слышать не хочет отпустить дочь разыскивать коров в лесу, все равно они ничего не найдут, но мудрый Джанака возражает, что если дети хотят помочь, им не следует запрещать, даже если результат их деятельности вызывает скептицизм. А за тем, чтобы с девочками ничего не произошло, проследят солдаты, тайком посланные следом.

Принцессы отправляются в лес и вскоре в самом деле находят стадо -- видимо, мое предположение насчет Притхви было верным. Но здесь не все коровы. Отправившись на поиски остальных, девочки внезапно натыкаются на заброшенный ашрам. Вокруг стоит странный туман и выглядит место весьма зловеще. Как раз Бабе Яге обитать...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Появившийся откуда-то брахман велит принцессам немедля уходить, "ибо эта земля проклята". Сита возмущена: "Земля не может быть проклята". Она желает знать, что плохого в этом месте. "Ахилья, изгнанница!", -- отвечает брахман. Она была женой мудреца Гаутамы и он страшно проклял ее.

Стражи, следившие за девочками, решают, что пора появиться и забрать принцесс от греха подальше. Вернувшись во дворец, Сита рассказывает о случившемся и спрашивает о проклятом ашраме Ахильи, но у целомудренной царицы не поворачивается язык рассказать дочери эту историю. Однако Сита решительно настроена узнать, почему Гаутама проклял свою жену, и восхваления заслуг мудреца ее не устраивают. "Он разгневался," -- наконец выдавливает царица. От дальнейших расспросов ее спасает Джанака, пришедший сообщить, что мудрец Гаутама ждет Ситу для разговора. Это пугает девочек: "Только бы сестра не сказала ему что-то, из-за чего он разгневается!".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сите сообщают, что Гаутама любезно согласился стать ее учителем. Принцесса немедля принимается расспрашивать о пользе изучения Вед, контроле над чувствами и укрощении Эго. Когда дело доходит до обуздания гнева, Сита немедля оправдывает худшие ожидания сестер и матери и спрашивает Гаутаму, как же он так разгневался, что проклял жену. Не мог бы великий мудрец рассказать, как было дело? Царица в ужасе и хочет увести дочь. Гаутама останавливает ее, говоря, что нельзя запрещать детям спрашивать, но видно, что ему очень неприятно. Сита извиняется, поняв, что своим вопросом причинила боль.

Гаутама молча выходит из зала. Джанака спешит следом с извинениями. Гаутама отвечает, что никто не виноват. Вопрос Ситы не обидел его, просто ему слишком трудно об этом рассказывать. Прокляв супругу, он немедля раскаялся в этом, но отменить проклятье было уже невозможно. Теперь единственная возможность освободить ее: если непорочный потомок клана Рагху придет в ашрам, и выслушав историю Ахильи, коснется ее без брезгливости и с состраданием...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Продолжение следует...