Найти тему

Мой подход к обучению чтения и письма. Дидактические лабиринты.

Оглавление

Изначально коротко опишу что это, а дальше напишу как это коснулось меня.

Межполушарные (дидактические) доски или лабиринты - это развивающий тренажер, предназначен для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.

Упражнение влияет на мозолистое тело, в результате развивается восприятие, долгосрочная память, координация движения рук, мелкая моторика, облегчается процесс чтения и письма.

Как пользоваться?

Ребёнок берет бегунок и вставляет его в начало лабиринта, проходит весь лабиринт сначала только правой рукой, затем только левой рукой, после этого двумя руками одновременно. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их синхронизация. Упражнения желательно проводить ежедневно на протяжении минимум 6 недель, по 10-15 минут в день.

Дальше опишу как это коснулось меня.

Когда моя старшая дочь уже стала достаточно большой и пришло время ее учить читать и писать (хоть изучение букв мы начали очень рано), я стал замечать что чтение слогов и слов даётся подозрительно тяжело, стал подозревать что есть проблема с межролушарной связью, а проявляется это дислексией, в нашей стране это принято называть дисграфия.

Знаком я с этим не по наслышке и первые симптомы распознал сразу.

  • Сложность распознавания букв в словах (по отдельности все буквы знаем с 2 лет)
  • Чтение справа налево
  • Непонимание произносимых слогов и слов
  • При написании буквы развернуты и сильно искажены
  • Руки не слушаются при написании (рисование даётся легко)
  • При написании все буквы перепутаны местами

Когда только начинает ребенок учится читать и писать все эти симптомы ни о чем не говорят, но когда ситуация не меняется со временем пора задуматься.

Дислекси́я (от греческого означающая нарушение, и — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью.

Длительные попытки жены в обучении ребенка не увенчались успехом, поэтому за дело взялся отец, тоесть Я!

Зная эту ситуацию изнутри я начал находить новый подход к освоению письменной речи дочки.

Обучение преобладающе в устной форме это и так понятно, в таком возрасте ничего не меняется, а второй подход это развитие межролушарной связи. Здесь в большей степени помогает мелкая моторика и несвойственные для мозга движения рук... к примеру по лабиринту. Тут в помощь приходят те самые межполушарные лабиринты Монтессори.

Поискав в интернете и удивившись малому ассортименту а главное высокой цене, за производство лабиринтов для своей дочери взялся сам.

Изготовление

Делать решил из фанеры, оборудование подходящие у меня было.

Нарисовал первые макеты, вырезал на лазерном ЧПУ станке, доработал и принес дочери пробовать... Дочери благо понравилось. Изначально руки не слушались, одной рукой получалось, второй не очень, за 10 минут тренировок научилась синхронно двумя, на второй день уже делали, и синхронно, и асинхронно, и в разные стороны.

В итоге вырезал ещё 3 лабиринта и занимались мы по 10 минут 2 раза в день.

Первые 4 лабиринта
Первые 4 лабиринта

Первое что я заметил через неделю, ребенок более полноценно стал формулировать свою речь.

Жена попросила сделать такие же для детей подруги... И с этого началось наше производство лабиринтов на постоянной основе.

Так как задача этих лабиринтов - выполнение синхронно разными руками незнакомых мозгу движений, пришлось сделать ещё 8 новых лабиринтов.

Так получился набор из 12 разных лабиринтов

Набор межполушарные лабиринты Монтессори
Набор межполушарные лабиринты Монтессори

Итог.

Прозанимавшись в течении нескольких месяцев у дочери были следующие изменения.

  • Стала менее рассеянная, легче концентрироваться на занятиях
  • Стала более спокойная, менее капризная
  • Читает слова по слогам, а главное понимая что читает
  • При письме больше не меняет буквы местами а главное не переворачивает их.

Я конечно понимаю что многие улучшения ещё не так сильно заметны и я как любящий папа всегда преувеличиваю достижения своего ребенка, но все же эти улучшения видны.

Также проводили занятия на геобордах с резинками, учились изображать буквы... Это также мелкая моторика и работа двумя руками. А самое главное ребенок с симптомами дислексии должен понимать каждую букву, чувствовать в ней каждую линию и иметь с каждой буквой определенные ассоциации. Геоборды тоже изготовил сам.

Геоборд и межполушарные лабиринты
Геоборд и межполушарные лабиринты

А ещё очень важный для меня итог в освоении этой методики обучения, это то, что теперь эти изделия изготавливаем в своей Семейной Мастерской и продаем по всей России. Я был очень удивлен, но знают о межполушарных досках очень многие родители.

P.S. Дислексия коснулась и меня в детстве, это можете увидеть по возможным ошибкам в тексте.

Знал бы я в детстве, что это такое и как с этим быть, думаю многое было бы сейчас иначе.

Дислексию нельзя перебороть, возможно только понимая что это, вовремя произвести правильную коррекцию.