Многочисленные жалобы потребителей о взимании отдельными банками повышенных комиссий за переводы на счета, открытые в другом территориальном подразделении одного банка, по сравнению с внутрирегиональными, свидетельствовали о наличии географических барьеров на перемещение средств на территории России.
Динамика использования в России платежных карт показала возрастающий интересе к безналичному сегменту: в 2018 г. объем переводов превысил 25 трлн. руб.
Исследование показало - несмотря на отсутствие у большинства банков комиссии по внутрибанковским переводам, ряд банков взимают комиссию за межрегиональные переводы, размер которой достигает 1,5%, максимальные значения установлены на высоком уровне (до 1250 руб.).
По оценкам экспертов, затраты, которые понесли в 2018 г. потребители, подвергавшиеся межрегиональной дискриминации, могут достигать 6 млрд руб.
Такая межрегиональная дискриминация приводила к ряду негативных последствий, в связи с чем:
-собраны фактические данные, обсужден вопрос о необходимости устранения межрегиональной дискриминации межведомственной рабочей группой по развитию конкуренции на финансовых рынках при ФАС России, Минфином России, Банком России, экспертным и бизнес-сообществом;
-получена поддержка Правительства РФ о необходимости разработки изменений;
-разработан проект федерального закона, обеспечено согласование, внесение и одобрение проекта в Правительстве РФ, принятие Федеральным Собранием РФ.
Результатом является Федеральный закон от 16.12.2019 № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», установивший требование о недопустимости установления различного комиссионного вознаграждения по межрегиональным переводам по отношению к внутрирегиональным между счетами физических лиц, открытыми в одном банке, вступающий в силу по истечению 180 дней после официального опубликования, что обеспечивает переходный период для оптимизации и приведения банками тарифов в соответствие с требованиями.
Наиболее важный результат проделанной ФАС России работы – защита интересов граждан от межрегиональной дискриминации путем запрета установления различных размеров комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией при осуществлении операций по переводу денежных средств между банковскими счетами физических лиц в этой кредитной организации, обусловленных открытием указанных банковских счетов в разных обособленных подразделениях (внутренних структурных подразделениях) кредитной организации.
Не менее значимым результатом указанного достижения является имплементация ранее не применявшегося в российском банковском законодательстве используемого в Европейском Союзе подхода к регулированию - «регулирование принципов тарифообразования» при сохранении права банков на самостоятельное определение размера комиссии.
Дальнейшее применение «регулирования принципов тарифообразования» рассматривается в качестве способа внесения изменений в банковское и «антиотмывочное» законодательство в целях решения проблемы установления банками тарифов по отдельным операциям, приводящих к дискриминации определенных категорий клиентов и обуславливаемых банками требованиями ПОД/ФТ.
С момента вступления в силу Федерального закона от 16.12.2019 № 434-ФЗ граждане-потребители банковских услуг, осуществляющие переводы в разные регионы России, больше не будут уплачивать повышенное комиссионное вознаграждение за осуществление межрегиональных внутрибанковских переводов по сравнению с внутрирегиональными переводами.
Иными положительными эффектами принятия этого закона являются:
- обеспечение свободы перемещения средств на финансовом рынке Российской Федерации;
- развитие безналичных платежей, превысивших в 2018 году 50% от всех совершаемых платежей, за счет повышения привлекательности банковских услуг;
- устранение дискриминационных практик тарификации, ущемляющих интересы потребителя;
- мотивация банков на оптимизацию бизнес-моделей и поиск технологических решений для удовлетворения потребностей клиента.