Предыстория
Идея объединения компаний-производителей российских истребителей не нова. Производство самолетов тактической авиации в Советском Союзе / России, как и за рубежом, развивалось по пути концентрации производств, слияния и поглощения бизнесов.
Слияния и поглощения (M&A) — сделки по укрупнению бизнеса и капитала, способствующие интеграции и оптимизации производств и продвижению продукции на рынки.
Накануне и в ходе Великой отечественной войны советская авиация из отечественной авиатехники использовала истребители и штурмовики марок «Ил», «Як», «ЛаГГ», «Ла», «МиГ», «Ту», а также летательные аппараты конструкции ОКБ Николая Поликарпова.
После войны решениями сверху количество производителей и КБ было сокращено, некоторые — перепрофилированы. Но было воссоздано ОКБ Павла Сухого.
К излету Советского Союза в авиационной отрасли осталось две «фирмы», производившие истребители и другие самолеты тактического звена. Самолеты марок «Су» и «МиГ» были разведены по нишам в рамках отечественных ВВС, однако конкуренции и соперничества между ними, особенно — между головными КБ и лично главными конструкторами избежать не удавалось.
Новый этап реформирования на данном российском рынке производителей начался с приходом на президентский пост Владимира Путина.
К этому времени на мировом рынке производителей истребительной авиации тренд организационного укрупнения дошел до своего предела.
В Соединенных Штатах такое производство осталось только в корпорациях «Локхид Мартин» и «Боинг». При этом существуют утверждения о том, что американский Конгресс гарантировал закупку очередной партии F/A-18E/F в модификации Блок III «Супер Хорнет» в текущем финансовом году только ради того, чтобы и во второй компании, в «Боинге» сохранились конструкторский потенциал и производственные линии направления «F» (хотя вооруженные силы США и не настаивали на приобретении данной модели).
В Китае производство истребителей сосредоточено в рамках Корпорации авиаиндустрии Китая (англоязычная аббревиатура — AVIC), в ее дочерних компаниях — Чэндусской авиапромышленной корпорации и Шэньянской авиационной корпорации.
Во Франции истребители сходят с конвейеров компании «Дассо», в Германии — многонационального (Германия-Великобритания-Италия при участии Испании в производстве двигателей) концерна «Еврофайтер» и в Швеции — «СААБ АБ».
По всему миру именно эти компании в разных комбинациях и «разыгрывают» тендеры на закупку истребителей (в эти дни, например, проходят официальные испытания самолетов, представленных всеми конкурентами российских компаний, на конкурсе в Финляндии).
Попытки интеграции производства истребителей при Владимире Путине
Мы уже писали о моменте конкуренции Су-МиГ в 90-х годах на начальном этапе работ в России над самолетом пятого поколения и о том, что в конечном итоге Владимир Путин отдал предпочтение проекту «Сухого» (см. на данном канале наш материал "Проект ПАК ФА (Су-57): политика, интриги, маркетинг").
В авиационных кругах в то время считалось, что в лоббировании данного проекта «Сухого» деятельное участие приняли, среди прочих, глава Минпромнауки Илья Клебанов и премьер Михаил Касьянов.
На волне этого успеха гендиректор компании «Сухой» Михаил Погосян был назначен одновременно гендиректором и в «МиГ», а также первым вице-президентом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В 2011-2015 гг. он был президентом ОАК.
Однако контракт с ним как с главой ОАК был расторгнут досрочно. Считается, что именно в период руководства Погосяна сформировался вал финансовых проблем ОАК (см. наш материал), из-за чего в руководстве страны было принято очередное решение об организационном реформировании.
По оценкам недоброжелателей, недовольство деятельностью Михаила Погосяна высказывали представители минобороны из-за срыва сроков поставок продукции, ценовой политики и попыток протолкнуть в войска «сырые» Су-35. Одновременно провалами и катастрофами сопровождался продвигаемый Погосяном проект производства гражданских самолетов («Сухой суперджет», МС-21). Это также привело к большим трениям между фирмами Сухого и Туполева (ирония судьбы, поскольку в начале своей карьеры Павел Сухой опирался на поддержку Андрея Туполева).
Публично «накат» на руководство ОАК начала в 2013 году глава Совета Федерации Валентина Матвиенко - как считается, в аппаратно-закулисных розыгрышах близкая союзница Сергея Шойгу, который к тому времени возглавил министерство обороны. Госкорпорация была названа «воровайкой», и был задан простой по форме вопрос: «Где самолеты?» Считается, что именно под давлением Шойгу и был снесен Погосян, который в настоящее время возглавляет Московский авиационный институт.
Несмотря на тогдашнюю непродолжительную «персональную унию» компаний «Сухой» и «МиГ» их организационной и производственной интеграции не произошло. За обеими фирмами продолжали тянуться негативные шлейфы. Микояновскую корпорацию к тому же преследовали судебные скандалы по имущественным делам. Ее недоброжелатели отмечали, что по основному профилю у компании «МиГ» не появилось ни одного принципиально нового продукта, выпуск которого мог бы обеспечить стабильную загрузку имевшихся производственных площадок. Все крутилось вокруг модернизированных-перемодернизированных вариантов все того же ветерана МиГ-29. А бренды «Сухого» стали все больше ассоциироваться с авиационными происшествиями и катастрофами.
В 2017 году был дан официальный старт очередному варианту интеграции компаний «Сухой» и «МиГ». Теперь это именовалось единым дивизионом военной авиации в составе Объединенной авиастроительной корпорации. Согласно заявлению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, ОАК вступила в трансформацию корпоративной структуры, которая подразумевает дивизиональное распределение активов по типам авиации — создаются дивизионы боевой, стратегической и специальной, гражданской и транспортной авиации.
«"Сухой" и "МиГ", соответственно, входят в дивизион военной авиации… для компаний это процесс продолжающегося укрупнения - ранее каждая из них уже создала свою единую структуру из отдельных предприятий и перешла на единую акцию", - рассказывал тогда глава Минпромторга. - «По плану трансформация завершится к 2019 году. На базе обеих компаний будет создана структура, включающая "МиГ", "Сухой" и другие активы. Обе компании смогут пользоваться наработками друг друга, технологиями, стендовой базой и другими ресурсами». Мантуров сделал акцент на том, что при этом данные изменения не затронут всемирно известные бренды и проектные школы «Сухой» и «МиГ» и самолеты под этими марками продолжат выпускаться.
Как видим, в 2019 году ничего такого не случилось. А случилось, в мае 2019-го, назначение на пост главы Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации Анатолия Сердюкова, возглавлявшего к тому времени авиационный кластер государственной корпорации «Ростех» . Интеграция ОАК в «Ростех» стала новым контекстом объединения компаний «Сухой» и «МиГ».
Помимо скандальной репутации Сердюков в бытность министром обороны (2007-2012 гг.) наработал и понимание проблем авиастроения с точки зрения заказчика. В узких кругах он завоевал авторитет своей борьбой на ниве ценообразования на продукцию для Вооруженных сил, своей точкой зрения, которая затем была развита Сергеем Шойгу. Сердюков также продемонстрировал готовность к принятию решительных мер, идти на слом того, что он считает устаревшим.
Согласно недавнему заявлению Сердюкова, ныне актуализируется программа развития Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) и авиационной отрасли в целом. Вероятно, это подтверждение того, что программа, заявленная год назад Мантуровым, будет реализована в новые сроки. В пользу этого говорят и последние кадровые решения. Так, вновь повторяется «персональная уния» во главе компаний «Сухой» и «МиГ».
Только теперь дуумвиром стал миговский шеф Илья Тарасенко, который также сохранит за собой пост заместителя гендиректора ОАК по военно-техническому сотрудничеству. Со стороны Объединенной авиастроительной корпорации было уточнено, что именно Тарасенко займется формированием на базе «Сухого» и «МиГа» дивизиона военной авиации ОАК. Структура будет заниматься разработкой, производством, продажей и обслуживанием всей линейки текущих и перспективных самолетов боевой авиации. Консолидация основных научно-производственных мощностей военного авиастроения позволит более эффективно выполнять существующие программы и развивать перспективные проекты. Так заявляется.
"Оптимизация касается не только кадровой истории, она затрагивает и финансовую деятельность, и корпоративные процессы. В частности, корпоративная трансформация должна дать внутри ОАК более четкое деление всех активов на четыре дивизиона. Процесс создания дивизиона гражданской авиации завершается. Впервые в истории мы будем иметь единую компанию на базе "Иркута", куда будут входить все активы, относящиеся к гражданскому авиастроению", - заявил перед Новым годом гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.
Компания "Сухой" серийно производит бомбардировщики Су-34 и истребители Су-35 в интересах минобороны РФ, а также выполняет ряд экспортных контрактов. Ожидается возобновление поставок в российские Вооруженные силы истребителя Су-30СМ (год назад Сергею Шойгу был продемонстрироован новый, модернизированный вариант, которому будет присвоен индекс Су-30СМ1). Кроме того, "Сухой" работает над истребителем пятого поколения Су-57 и тяжёлым ударным беспилотником "Охотник".
По итогам 2017 года "Сухой" был самой прибыльной компанией в составе ОАК (аналогичные данные за 2018 год не публиковались). В 2018 году компания выполнила контрактные обязательства на сумму более 114,5 млрд рублей, получив чистую прибыль в размере 4 млрд рублей.
В состав холдинга «Сухой» помимо ОКБ входят Новосибирский авиационный завод и Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. За последнее десятилетие эти два предприятия распределили между собой самую большую загрузку по линии военного производства в области боевой авиации. Ряд контрактов по выпуску продукции "Сухого" (Су-30, Су-30МКИ, Су-30МК, МС-21, Су-30СМ) выполнялся корпорацией "Иркут", в капитал которой вошел холдинг "Сухой". Холдинг также имеет другие производственные и иные мощности в статусе обособленных подразделений ОКБ Сухого.
Корпорация "МиГ" производит боевые самолеты семейства МиГ-29 для экспортных поставок и легкий истребитель МиГ-35 для минобороны РФ (в 2018 году подписан контракт на 6 машин). Также в компании ведется модернизация высотного истребителя-перехватчика МиГ-31, который стал первым авиационным носителем гиперзвукового оружия - ракеты "Кинжал".
Выручка "МиГа" в 2018 году составила порядка 89,5 млрд руб, чистая прибыль - 3,5 млрд руб.
Основные производственные мощности "МиГа" - на Луховицком авиазаводе. Данный подмосковный завод несколько лет назад решением сверху был определен в качестве главной производственной площадки для выпуска новых пассажирских региональных самолетов Ил-114. По оценке издания "Эксперт", это означает, что завод в Луховицах в обозримой перспективе, скорее всего, войдет либо в дивизион транспортной авиации ОАК, либо – гражданской.